Ксения Донская 22 декабря 2017 |
Не все знают, что в олимпиадах могут участвовать не только старшие ребята, но и малыши. Для них это, прежде всего, увлекательная игра и возможность узнать побольше о предмете. Мы расспросили экспертов о том, что нужно знать родителям младшеклассников об олимпиадах и как помочь ребенку, который впервые решил в них участвовать.
Если говорить о форме олимпиад, то надо понимать следующее: младшеклассникам бывает сложно долго писать и разумно выражать свои мысли на бумаге, поэтому задания, где нужно прописывать решения – это «высший пилотаж». Плюс они довольно мало знают, поэтому круг предметов ограничен: это может быть математика, логика, окружающий мир, какие-то соревнования, связанные с языком.
Надо понимать, что олимпиад для младших школьников мало, и понятно почему: придумать для них задания очень трудно. Существует несколько успешных опытов. Есть, например, олимпиады в игровой форме, начиная с онлайн-игр вроде олимпиады «Плюс» или «Русского с Пушкиным», заканчивая офлайн-квестами – тут можно вспомнить «Музеи. Парки. Усадьбы». Бывают и устные туры, например, у осеннего и весеннего Олимпа.
Единое правило для всех классов: главное – не победить, а получить удовольствие от заданий.
Организовать очную олимпиаду для младшеклассников крайне сложно, удачных примеров – единицы. Соревнование – это, в любом случае, стресс, и тут требуется невероятная тактичность со стороны организаторов. А когда мы говорим про олимпиады, в которых участвуют тысячи человек, понятия «тактичность» и «управление людскими потоками» могут конфликтовать друг с другом.
Еще один классный жанр, который представлен в тех же «Музеях. Парках. Усадьбах» – это семейная олимпиада. Но опять же, одни родители будут стараться, чтобы дети выполняли задания, а другие войдут в азарт и будут все делать за детей.
Отбирать среди второклассников самого умного второклассника – затея, мягко скажем, совершенно идиотская. Поэтому абсолютно стандартная ситуация, когда на офлайновых олимпиадах много победителей, а на тех же онлайн-олимпиадах их количество может исчисляться тысячами. В интернет-турах раздать несколько тысяч грамот в электронном виде не жалко.
Если говорить о наградах, то тут надо помнить, что олимпиада – это средство пропаганды знаний, а не обогащения. Поэтому для младших школьников тут все-таки должны быть не планшеты и еще какие-то дорогие вещи, а, например, дипломы или книжки. Еще сейчас появился интересный вариант, когда детей награждают занятиями или мастер-классами, за которые обычно нужно платить.
Олимпиады бывают разные. Если олимпиада проводится в письменном виде, то часто ученикам 1-2 класса бывает сложно прочитать и понять условия задач. Если она проходит онлайн и все условия задач похожи на компьютерную игру, то для многих этот формат удобнее. А если у детей есть возможность принять участие в пробном туре олимпиады, то они могут заранее попробовать свои силы и познакомиться с инструментами, которые пригодятся при решении задач.
Онлайн-олимпиада «Плюс» может заинтересовать и увлечь математикой даже тех детей, которым этот предмет не очень нравится в школе, поэтому имеет смысл предлагать её самым разным детям. Одни ребята сильнее в решении текстовых задач, другим лучше дается геометрия. Детям полезно увидеть, что математика – это не только столбики с примерами…
Если в задачах встречаются сказочные мотивы, например, драконы и пещеры, или знакомые сюжеты типа разделения шоколадок, то детям это нравится.
Основное, что вызывает поначалу сложности – это решение задач на время. В пробном туре время на решение задач никак не ограничено, но в основном туре на всю олимпиаду отводится только час. Для большинства детей подобное ограничение – это стресс. Особенно сложно медлительным детям. Трудности могут возникнуть и у тех, кто пишет олимпиаду в школе: здесь на решение задач им дают не час, а всего 40 минут.
В любом случае, первая олимпиада часто кажется труднее именно из-за ограничений по времени. Однако если у детей есть возможность несколько раз в год решать подобные олимпиады, то они получают опыт и понимают, что надо сложные задачки оставлять напоследок, а простые решать первыми. Этот опыт может пригодиться потом и на обычных олимпиадах.
Им нужно не забывать, что дети 1-2 класса плохо воспринимают длинные текстовые задачи, поэтому надо стараться так сформулировать условие, чтобы дети всё могли понять из картинок или из специальной «обучалки».
Я бы посоветовала обратить внимание на «Олимпиаду Плюс» и олимпиаду BRICSMath.
Если говорить про специфику олимпиады для начальной школы, в идеале, она должна включать в себя не только проверку знаний по предметам, но и выявлять личностный потенциал ребенка: навыки лидерства, навыки взаимодействия с другими детьми в малых группах (ролевое взаимодействие), а также способность концентрировать внимание, переключаться с одной деятельности на другую, что во «взрослой» жизни будет немаловажным для достижения успеха. Что касается 1-2 классов, тут лучше, если это будет игра: менее формальная и более непосредственная обстановка, чтобы у детей было меньше стресса и они смогли лучше себя показать.
Родителям нужно понаблюдать, есть ли у ребенка выраженный
интерес к какому-либо предмету или к конкретному виду деятельности. Например,
если ребенок чем-то активно интересуется (математикой, иностранными языками,
компьютерами, техникой, природой, сказками и так далее), то у него есть
потенциальная возможность участвовать в олимпиаде. Готовность к участию
проявляется в следующих моментах: ребенок сам активно интересуется конкурсами,
демонстрирует желание в них участвовать (в случае, если он знает о
существовании таковых). Или, как минимум, не боится большого скопления людей,
незнакомых взрослых, которые будут задавать ему вопросы, спокойно реагирует на
новую обстановку. Этого вполне может быть достаточно, чтобы привести ребенка на
соревнования.
И первое, и второе – хорошо. Инициатива родителей отнюдь не возбраняется. Бывает такое, что первоклассник и не знает о существовании олимпиад, разве что по телевизору видел спортивные Олимпийские игры и сам участвовал в каких-то соревнованиях в спортивной секции. Поэтому это нормально, если родители расскажут ребенку, что есть такие мероприятия, где встречаются дети, подростки, взрослые, где они соревнуются; на одних мероприятиях нет проигравших, на других – есть. То есть, необходимо, чтобы родители поделились информацией с ребенком, потому что есть вещи, про которые дети 7-8 лет могут сами не знать.
Единственное противопоказание к участию – это когда ребенок открытым текстом говорит: «Я не пойду на это соревнование, я не хочу, мне не нравится этот предмет, мне не нравится общаться с новыми людьми, я боюсь туда идти».
Любая внешкольная активность направлена на всестороннее развитие ребенка, на расширение его границ, получение нового опыта, на самопознание и формирование самоконтроля (в частности, в процессе подготовки к олимпиаде). Развиваются функции внимания, памяти, мышления, расширяется личностный потенциал ребенка, появляются новые коммуникативные навыки. В целом, правильно организованная физическая и интеллектуальная активность закладывает базу для последующего развития ребенка (как фундамент в доме).
Единственное противопоказание к участию – это когда ребенок открытым текстом говорит: «Я не пойду на это соревнование, я не хочу, мне не нравится этот предмет, мне не нравится общаться с новыми людьми, я боюсь туда идти». То есть, когда ребенок идет в категорический отказ. А если такого нет, то участие в олимпиадах будет полезно для каждого.
Если же взять ученика 3-4 класса, который тоже очень тревожный и очень боится, но при этом хочет участвовать, то родителям, наоборот, нужно не раз обсудить с ребенком возможные варианты исхода олимпиады: что он может быть доволен своим результатом (но это не значит, что не нужно развиваться и расти дальше), а может и потерпеть поражение (и это тоже можно обыграть в положительном ключе, вынести какой-то позитивный опыт из такого развития событий).
Самое главное, чтобы родители заняли правильную позицию: позицию помощника для своего ребенка. Им можно посоветовать сохранять внутреннее спокойствие, не паниковать перед олимпиадой, не нервничать, вести себя максимально естественно и попробовать получить удовольствие от предстоящего дня. Не создавать какой-то дополнительной суеты, тревожности, нервозности, потому что эмоциональное состояние взрослого напрямую влияет на самочувствие ребенка. Поэтому спокойствие мамы и папы – залог успеха в делах их детей.