Москва
Совет

АПО рекомендует: ресурсы для подготовки к олимпиадам по литературе

Подоспела новая порция книг и интернет-ресурсов в помощь тем, кто готовится к олимпиадам. Сегодня преподаватели Ассоциации победителей олимпиад поделятся советами для юных литературоведов.
Ассоциация победителей олимпиад 26 июля 2024
 Литература

Елизавета Уфимцева, дважды призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, призер Турнира имени М. В. Ломоносова по литературе.

Катя Андреева, победитель Всероссийской олимпиады по литературе, победитель олимпиады «Высшая проба» по филологии и призер Московской олимпиады школьников по филологии.

Вероника Уварова, призер олимпиад «Высшая проба» по филологии и журналистике, «Ломоносов» по литературе, «Покори Воробьевы горы!» по журналистике, Турнира имени М. В. Ломоносова по литературе и олимпиады Северо-Восточного федерального университета по филологии. Дважды участник заключительного этапа Всероссийской олимпиады по литературе. Призер универсиады «Ломоносов» по журналистике.


Краткий список литературы для подготовки

Елизавета Уфимцева:

Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста.

Сухих И. Н. Структура и смысл: Теория литературы для всех.

Сухих И. Н. Русская литература для всех. Классное чтение!

Эткинд Е. Г. Разговор о стихах.

Катя Андреева:

Поэзия. Учебник / Н. М. Азарова, К. М. Корчагин, Д. В. Кузьмин, В. А. Плунгян и др.

Бельская Л. Л. Литературные викторины.

Томашевский Б. В. Поэтика. Теория литературы.

Сухих И. Н. Структура и смысл: Теория литературы для всех.

Эйхенбаум Б. М. Литература: Теория. Критика. Полемика.

Вероника Уварова:

Жирмунский В. М. Введение в литературоведение. Классический учебник, который поможет вам понять, чем занимаются литературоведы, как они анализируют тексты и на что в них обращают внимание. Кроме того, вы познакомитесь с базовыми терминами, которые просто необходимы для успешного написания олимпиад по литературе.

Орлицкий Ю. Б. Стихосложение новейшей русской поэзии. Если вы уже прочитали Холшевникова и знакомы с базовыми стиховедческими понятиями, советую обратить внимание на работы Орлицкого. В предложенной мною книге содержится анализ тех изменений, которые произошли в русском стихе за последние десятилетия. Интересно!

Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. Если вы в 11 классе, то учебник здорово вам пригодится, потому что в нем проанализирована литература того периода, который часто поверхностно изучается в школе. Особенно советую обратить внимание на параграфы, связанные с поэзией.

Полезные ресурсы

Елизавета Уфимцева:

Arzamas 

Постнаука

YouTube-канал «Сильные тексты»

Школа юного филолога

Катя Андреева:

Armen Zakharyan

Полка

Arzamas

Сайты вузов с программами обучения филологических факультетов, например:
Кафедра истории зарубежной литературы МГУ
Кафедра истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса

Подборка12

Вероника Уварова:

Сайт Льва Соболева. Известный московский педагог собрал коллекцию литературоведческих статей на любой вкус и цвет. Пользуйтесь!

Сайт Владимира Новикова. Персональная страница почетного профессора МГУ, филолога и критика, где есть подробные списки для чтения, выдержки из работ, лекции. А о его концепции романа с языком уж точно стоит почитать – это классика!

Библиотека имени Н. А. Некрасова. Советую познакомиться с этим каналом поближе. Здесь есть лекции не только по литературе, но и по другим гуманитарным дисциплинам. Литературовед должен быть эрудированным. Часто в текстах встречаются отсылки к историческим, философским и даже естественно-научным фактам, поэтому, чтобы понимать их и хорошо анализировать, важно не только читать художественную литературу и учебники по теории, но и интересоваться тем, что происходит в мире вокруг нас.
На канале Некрасовки иногда темы настолько неожиданные, что удивляешься! Однако преподаватели всегда рассказывают очень интересно и с множеством подробностей. Я даже однажды поймала себя в моменте, когда уже дослушивала лекцию по генетике, хотя совсем ею ранее не интересовалась.

Совет олимпиадникам

Елизавета Уфимцева:

Мой совет – посмотреть работы победителей и призеров прошлых лет, чтобы понимать, какие стратегии работают не только в теории, но и на практике. Кроме того, это поможет убедиться, что нужно не стремиться к идеалу, а искать креативный подход. Также интересуйтесь жизнью писателей, читайте про них книги и смотрите документальные фильмы – тогда вы будете легко вписывать произведения в исторический и биографический контекст.

Катя Андреева:

Главное в олимпиадах – заинтересованность в предмете. Если вам на самом деле не очень интересна литература, то сколько бы книг вы ни прочитали, трудно будет победить на олимпиаде. Если же вы горите этим, то начать стоит с основ – с изучения теории и повторения школьной программы. Дальше эти знания можно углублять с помощью книг, научных и научно-популярных статей, чтения произведений, которые выходят за рамки школьной программы, просмотра видео по теме, посещения лекций, музеев, экскурсий и т.д. Расширяйте кругозор: вам пригодятся и знания из других предметов.

Олимпиады дают определенную свободу. Поэтому опять же ориентируйтесь на то, что вам нравится. Выберите любимую тему и изучите ее полностью – есть вероятность, что в задании можно будет самостоятельно выбрать, о чем именно писать. Кроме того, не бойтесь высказывать собственные мысли и гипотезы, это приветствуется (но в разумных пределах, не надо выходить за рамки предложенной темы).

Обязательно решайте задания прошлых лет и по возможности читайте работы победителей и призеров. Чем больше вы пишете, тем лучше у вас будет это получаться. Не стесняйтесь просить помощи у других олимпиадников, студентов и преподавателей. Они с удовольствием поделятся опытом, а вам станет спокойнее.

Тренируйтесь, сколько можете, но не перенапрягайтесь. Следите за сном, едой, физической активностью, здоровьем и настроением. С больной головой и недосыпом вы не сможете показать себя с лучшей стороны. Олимпиады – это очень интересно, познавательно и полезно, но это не главное в жизни, как и экзамены, и поступление.

Будьте готовы к непредвиденным обстоятельствам. Олимпиаду могут сильно задержать, задания могут отличаться от того, что было в вариантах прошлых лет, на Всеросе вас могут накормить невкусной едой или дать непишущую ручку. Не обращайте внимание, сохраняйте спокойствие. Внимательно читайте правила и задания и ориентируйтесь на них. Даже если формат поменяется, ваши знания и умения никуда не денутся, они вам обязательно помогут.

Не расстраивайтесь при неудачах, радуйтесь победам, хвалите себя, берегите себя. Все получится!

Вероника Уварова:

Постоянство – залог успеха! Выстройте комфортный для вас план занятий и старайтесь его придерживаться. Не откладывайте подготовку на потом, так как программа довольно большая.

Во-первых, вам нужно хорошо знать школьную программу. Бывает такое, что ученики прочли много интересных произведений, расширяющих кругозор, но совсем забыли про Гоголя, а он-то им на туре и попался. Не пренебрегайте списком обязательной литературы – это база!

Во-вторых, желательно разбираться в новейшей русской литературе и современном литературном процессе. Особенно это актуально для 11 класса, потому что на олимпиадах часто попадаются тексты второй половины XX – начала XXI вв. На моем Всеросе для анализа было предложено стихотворение десятилетней давности. Я ожидала этого, поэтому хорошо справилась.

В-третьих, не забываем об учебниках, монографиях и научных статьях, посвященных теории и истории литературы. Они помогут лучше понять те произведения, которые вы только что прочитали, а также получить базовые знания, которые пригодятся в процессе выполнения аналитического, творческого и тестового туров.

В-четвертых, не забывайте о культурном отдыхе. Смотрите сериалы и фильмы по книгам, ходите в театр, посещайте виртуальные выставки. Можно найти книжных блогеров, рассказывающих об интересных вам жанрах. Сделайте литературу частью своей жизни.

Главное не забывайте об отдыхе. Не будет отдыха – не будет сил интенсивно заниматься. Не будет сил – не будет результата. Поэтому хороший план занятий всегда включает в себя не только уроки и чтение, но и отдых. Гуляйте с друзьями, спите на выходных подольше, если вам хочется, занимайтесь спортом и не забывайте про хобби!