Мы спросили Назара Агаханова, председателя Центральной предметно-методической комиссии по математике о том, кто попадает на сборы к Международной олимпиаде, чем летние сборы отличаются от зимних и еще о том, дети из каких регионов традиционно в них участвуют.
Сборы бывают двух типов: летние и зимние. Летние в большей степени обучающие, а зимние – отборочные. На зимние мы приглашаем небольшое число участников – 25-30 человек: тех, кто реально может претендовать на место в команде. На летние же сборы приглашается большая группа победителей и призеров всероссийской олимпиады. Там мы с ними занимаемся и заодно к ним присматриваемся. И лучших по итогам всероссийской олимпиады и летних сборов приглашаем на зимние. Так что те, кто туда попадает, прошли минимум две ступени отбора.
Схема зимних сборов традиционно такова: четыре олимпиады (две двухдневные олимпиады, проходящие в формате международной).
По результатам зимних сборов, а также с учетом выступления на Китайской математической олимпиаде (мы туда поедем в конце ноября) и на соревновании Romanian masters (начало марта следующего года), будет сформирована группа основных кандидатов. И уже по итогам всероссийской олимпиады принимается окончательное решение по составу команды. Для этого мы просим всех кандидатов, независимо от того, в каком классе они учатся, решать задания 11 класса, чтобы мы могли сравнивать их результаты.
По представительству на сборах на протяжении многих лет лидером был Петербург, а сейчас примерно на равных с ним идет Москва. А еще – традиционно большое представительство Татарстана. Всегда есть школьники из Ярославской области (ученики Владимира Дольникова). Вновь на сборах по два участника из Челябинска и Новосибирска, одним школьником представлен Ижевск. И всё! Скудная география! Причин много: например, та, что за математиков борются информатики, а добиваться высоких успехов одновременно и в математике, и в информатике, сложно. В то же время в информатике проще добиться успеха: в математике очень высокая конкуренция. Кроме того, у нас заметный провал с общим образованием и рядом с одаренными детьми во многих регионах нет сильных педагогов, которые могли хоть немного их приподнять над общим уровнем, чтобы способные ребята могли начать заниматься олимпиадной математикой.
Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова