В Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы завершается финал Всероссийской олимпиады школьников по праву. В этом году состязание включало три испытания. В первом, письменном, туре участники решали тестовые задания, которые затрагивали криминалистику, налоговую систему, историю и литературу. Также ребята писали мини-эссе.
На устном туре участникам нужно было выбрать тему, классическую или инновационную, для выступления перед жюри и другими финалистами. Классические вопросы были посвящены исторической памяти, теории государства и права. Инновационные требовали правовых знаний в области искусственного интеллекта.
Третий тур, практический, был для участников в новинку. Он состоял из четырех треков: гражданское право, уголовное право, криминалистика и налоговое право. В каждом школьников ждали необычные задачи: изучить договоры купли-продажи, определить, на какой картинке изображена поддельная подпись, вычислить сроки подачи апелляционной жалобы в уголовном процессе, узнать вид узора по отпечатку пальца, рассчитать налоговые вычеты на детей в семье.
Ознакомиться с критериями оценивания заданий можно на сайте организаторов олимпиады, а имена победителей и призеров объявят на закрытии 19 апреля. В ожидании церемонии награждения предлагаем вам узнать впечатления самих участников.
Константин О., 10 класс, Вологодская область:
В каждом туре была своя изюминка! В письменном исчезли задания по переводу латинского выражения на русский и по расшифровке аббревиатур. Зато появились новые вариации правовых задач, актуальные в наши дни. Устный тур – это всегда интрига. А новый, практический, этап оставил неоднозначное впечатление. С одной стороны, здорово, что составители олимпиады постарались внести нечто новое и интересное в привычный облик олимпиады. С другой стороны, недосказанность формата и заданий заставляла переживать.
Больше всего запомнился вновь вернувшийся в теоретическую часть кроссворд, он затронул термины не только классического права, но и инновационного. Наиболее эмоциональным туром стал устный. Важно было презентовать тему, сохраняя холодный ум. А практический соединил в себе математические расчеты в налоговом треке, необходимость найти сходство папиллярных узоров в криминалистическом, показать глубокие знания в уголовном и цивилистическом треках.
Варвара Е., 11 класс, Архангельская область:
Право – мой третий заключительный этап в этом году. Я была на обществознании, где мне не хватило всего полбалла до призера, а еще на русском – с него я прилетела прямо на открытие Всероса по праву! После такой смены локаций первый тур дался мне тяжело.
В закрытых заданиях теоретического тура действует правило «пан или пропал»: нет частичных баллов, либо ответ засчитывается верным, либо нет. На устном туре мне попалась сильная аудитория. Было интересно слушать ребят и задавать им вопросы. Вообще, мне импонируют выступления на публику. Тем более, если они посвящены правовой тематике и происходят перед сверстниками, которые тоже горят этим делом. Соревнование превращается в увлекательную дискуссию с деятельным настроем!
Больше всего запомнилось нововведение этого года – практический тур. До входа в аудитории никто из участников не знал, как он будет выглядеть. Мы повторяли все и вся! Но этот формат себя точно оправдал.
Артем Ж., 11 класс, Республика Башкортостан:
Большинство заданий было посвящено не классическим темам, а инновационным. Например, в кроссворде попался термин «коворкинг», а в мини-эссе я раскрывал тему «Искусственный интеллект в налогообложении и налоговом контроле». На устном туре была спокойная обстановка, я выбрал классическую тему высказывания, посвященную источникам гражданского права. Получил почти максимум баллов и очень этим горжусь! В новом практическом туре больше всего понравился налоговый трек, с ним я справился успешно. Еще запомнилось задание на отличие поддельной подписи от настоящей. Подлинной подписью оказалась та, что была оставлена бегло и небрежно, а чересчур аккуратная подпись была подделкой.
Отмечу организацию олимпиады: в этом году она замечательная! В аудиториях приятно находиться, а организаторы очень дружелюбные.
Мария Б., 9 класс, Москва:
Это мой первый заключительный этап. Хотя на своем олимпиадном пути я занималась не только правом: в прошлом году была на сборах по основам безопасности и защиты Родины. Во всех предметах есть аспекты, которые мне интересны!
Заходить в аудитории, особенно на первом туре, было волнительно. Проверка перед этапом была самой строгой. Но снять напряжение помогла минутка активности с друзьями. Мы делали берпи – приседания и отжимания. Я готовилась к более сложным заданиям, но на турах они оказались оптимальными, и выполнить их было мне под силу.
Данила М., 10 класс, Московская область:
На заключительном этапе я уже не впервые, еще принимаю участие в олимпиадах по обществознанию, увлекаюсь социологией и медиакоммуникациями.
Меня удивило, что на турах нужно было показать знание цифрового права, в то время как базовые темы оказались на втором плане. На устном туре попалось много тем, пересекающихся с дискуссиями на Московском инновационном юридическом форуме. Мы не знали формат нового практического тура, поэтому подготовиться к нему было нелегко. Тем не менее, у нас были занятия, знания с которых пригодились на новом этапе олимпиады. На нем, как и на всех турах, нужно было показать, что умеешь следовать логике и думать быстро.
Беседовала Маргарита Татаринова
Критерии оценивания заданий и дневник олимпиады
Подробная информация об олимпиаде, новости, фотографии участников и результаты добавляются на специальную страницу финала.