Во Владикавказе продолжается заключительный этап Всероссийской олимпиады по истории. На состязании ребята продемонстрировали свои знания на трех турах. Первые два были письменные, которые включали вопросы из разных разделов школьной программы по истории. На устном финалисты готовили сообщение на заданную тему, выступали перед членами жюри и другими участниками, а затем отвечали на их вопросы.
Итоги жюри объявит на церемонии закрытия 10 апреля, а пока предлагаем познакомиться с некоторыми участниками поближе и узнать их впечатления от заданий.
Алексей П., 10 класс, Москва:
Первый тур был интересным и нестандартным. Как правило, нам даются источники либо текстовые, либо в таблицах, а тут на экранах транслировали видеоматериал. У этого есть свои преимущества и свои недостатки. Тяжелее от того, что во время решения нельзя пересмотреть задание. Зато предлагается больше пространства для интерпретации: твой ответ на вопрос зависит от восприятия, а не от того, что задумывал автор.
Тестовая часть была интересной. Как говорила на открытии Анна Аркадьевна Талызина (заместитель председателя центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады по истории. – Прим. ред.), решение одной части заданий поможет в выполнении другой, – так и получилось.
После устного тура ощущение, как будто выложился гораздо сильнее, чем при подготовке. Мозг из-за стресса начал лучше работать. Я выбрал тему про размышления Милюкова о готовности армии к Первой Мировой войне (П. Н. Милюков – русский либеральный политический деятель, историк и публицист. Лидер Конституционно-демократической партии. Министр иностранных дел Временного правительства в 1917 году. – Прим. ред.). Очень понравилось то, что эти размышления идут без привязки к внутриполитической ситуации в стране: речь только о военном деле и внешней политике. Это особенно интересно для меня, как для человека, которого международные отношения увлекают намного больше.
Михаил П., 10 класс, Ростовская область:
Первый тур мне понравился, потому что задания, проект и эссе были связаны с периодом, который мне интересен – с концом двадцатого века. Второй тоже понравился тем, что я его написал.
Я приехал сюда не ради диплома, а для того, чтобы показать свои возможности. С этим, думаю, я справился.
В этом году у заключительного этапа по истории есть тренд на использование в заданиях аудиовизуальных материалов. Раньше для олимпиады это было экзотично. В этот раз проект был привязан к аудиовизуальному источнику, и в тесте встретилось целых два задания из десяти, при решении которых нужно было анализировать видео, причем самых разных эпох.
Я считаю, что такая особенность заключительного этапа дает большие преимущества мне как человеку XXI века. В современном мире аудио- и видеоматериалы преобладают. Мне кажется, что уметь их анализировать должен любой образованный человек.
Андрей П., 11 класс, Воронежская область:
На первом туре мне понравился проект. Нужно было проанализировать документальный фильм, посвященный перестройке и отношению к ней разных поколений. В этом фильме поднимался вопрос исторической памяти и того, как ее можно сберечь. Обсуждалось, что может сделать старшее поколение, чтобы предотвратить разрыв между собой и молодежью. Однозначно ставлю ему лайк.
Тема эссе мне показалась слишком узкой, это вызвало трудности при написании. Задания теста меня тоже не впечатлили за исключением вопросов про интервью депутатов в 1990-е годы и парламентские выборы в 1999 году.
На устном туре было увлекательнее, по моей теме был предложен довольно интересный источник, который хотелось не просто пересказывать, а подробно и вдумчиво анализировать – интервью Сталина американскому журналисту. Из речи советского политика можно было выделить много идей, которые в дальнейшем отразились в политике СССР.
В целом Всеросом я удовлетворен. Мне нравится место проведения. Природа здесь отличная. Горы действуют на меня успокаивающе.
Диана Л., 11 класс, Псковская область:
Первый тур меня порадовал. По моему периоду было предложено целых три темы эссе, что было довольно неожиданно и приятно – обычно на выбор представлены 1-2 темы. Меня порадовала цитата, связанная с региональным компонентом, по битве за Кавказ. Я как раз ее и брала. Думаю, с этой частью я справилась хорошо.
О проекте впечатления противоречивые, потому что формулировки некоторых вопросов я не поняла, из-за чего пострадало качество моей работы. В общем и целом, на первом туре все прошло хорошо, чего не скажешь о втором. Я ожидала увидеть более наполненные и интересные задания, чего не получила. Своими результатами я тоже недовольна.
Третий тур перекрыл негативные впечатления от теста. Я рассказывала про сельское хозяйство в период Брежнева. Долго выбирала тему, их был представлен широкий спектр. Я собой довольна, рассказала все, что хотела.
Я на Всеросе первый и последний раз. Мне очень нравится место проведения. Здесь очень тепло. В Псковской области сейчас снег и ураган, а я смотрю на прекрасные горы и ощущаю полную душевную гармонию!
Алиса Г., 11 класс, Московская область:
Самым интересным для меня был устный тур, потому что мне досталась замечательная тема: взаимоотношения Алании с другими государствами в X веке. Я к этому готовилась, изучала, потому что знала, что еду в Северную Осетию. Я была очень рада, когда увидела такое задание.
Тест был для меня немного тяжеловат, потому что в нем было очень много вопросов о войне. Я, как девочка, эту тему люблю не так сильно и плохо в ней разбираюсь.
В первый день попался очень интересный проект видеоформата, а не письменного, как обычно. На эссе мне тоже досталась тема про аланов, к которой я была абсолютно готова.
Еще мне очень понравились Владикавказ и университет (СОГУ), в котором проходили туры олимпиады. Я была в очень многих кавказских городах, но ни один не полюбился настолько сильно. Здесь атмосфера спокойствия. Я не ожидала, что в России есть учебные заведения такого уровня. Он современный, большой, все преподаватели и сотрудники очень интеллигентные и воспитанные. По-настоящему классно!
Сергей К., 11 класс, Орловская область:
Первый тур мне дался, наверное, легче остальных. Выбрал несвойственную для себя тему о советско-японской войне, но написал, кажется, хорошо. Второй тестовый тур был для меня очень сложным. Непростыми показались вопросы про советский кинематограф, задание о Золотом кольце России, где нужно было сопоставить город, герб и факты о нем, и задание с картами городов. Своей работой я более чем доволен: написал все, что знал.
Устный тур мне понравился больше всех, потому что он прошел быстро, и мне не пришлось долго сидеть в аудитории. Темы были интересными, объемными. На вопросы участников я ответил хорошо, на вопросы жюри, по-моему, хуже. Результаты покажут.
А так в Северной Осетии и во Владикавказе хорошо. Мне горы очень нравятся. Я никогда их не видел, живу на равнине. А тут получилось!
Александр Р., 11 класс, Севастополь:
На первом туре тема была сложная, мне не хватило времени подробно расписать свои мысли в эссе. Проект – полегче, мне он даже понравился. Обидно было из-за того, что я просто забыл повторить культуру тридцатых годов, а она и попалась. Еще обиднее было то, что я вернулся к этому заданию в самом конце, когда времени уже не оставалось, и даже известные и узнаваемые фильмы не успел вписать. Еще нужно было указать, по пьесе какого писателя снят фильм-комедия «Медведь». Я думал на малоизвестного автора, а правильный ответ – Чехов.
На устном туре попалась интересная тема: XII век, восстание волхвов в Ярославле. Я выступал последним в своей аудитории, и передо мной многие уже рассказывали про это. Чтобы выделиться среди участников, я решил добавить редкие факты. Во время ответа успел многое упомянуть, но, что важнее, переделал проблему и забыл ее назвать. На бумаге было расписано лучше, чем получилось в жизни.
Расим И., 10 класс, Чеченская Республика:
Честно говоря, первый тур мне понравился наполовину. Проект в меньшей степени, потому что он был весьма сложный. Заметно, что в этом году у жюри появилась большая любовь к заданиям аудиовизуального формата. Эссе написать я успел, что очень важно. Да и тема была довольно ожидаемая, я писал про Ивана IV, опричнину и всякие ереси.
Тестовый тур мне показался интересным. Задания, конечно, были сложными, но на заключительном этапе так и должно быть. Неожиданно увидеть вопросы про советский кинематограф, причем ранний. Были приятные задания, например, о народах Кавказа.
Я на Всеросе второй раз подряд, в прошлом году был в Новом Уренгое. Довольно интересно, что мы движемся то на восток, то на юг. Природа Владикавказа не может меня сильно впечатлить, потому что я сам из Чечни. И архитектура немного похожа, и климат тоже. Но от этого не менее приятно. Люди здесь общительные. Ощущения от заключительного этапа очень теплые.
Беседовала Екатерина Богданова
Подробная информация об олимпиаде, новости, фотографии участников и результаты добавляются на специальную страницу финала.