Редакция сайта 29 декабря 2020 |
У меня была мечта – создать такое место, где дети вырастали бы в роскоши интеллектуального развития и свободы. Этой мечте предшествовала моя учеба на мехмате, а потом и работа в физико-математической школе № 18 при МГУ (сейчас СУНЦ МГУ). Там почти реализовался принцип «Талантливый человек талантлив во всем». И вот моя мечта сбылась.
В 2000 году Московский комитет образования начал открывать Центры дополнительного образования для детей. В том числе и в Обручевском районе Москвы для этого выделили здание, а мне предложили возглавить центр.
Поработать с детьми я пригласила знакомых педагогов из МГУ. Поэтому уровень преподавания с самого начала оказался очень высоким, и мы сразу стали пользоваться популярностью среди школьников.
Так как это был ресурсный центр информатизации Юго-Западного округа, то и техническое оснащение у нас по тем временам было уникальное: и компьютерное оборудование, и высокоскоростной интернет, что тоже сыграло важную роль и придало нам популярности.
Да, шел 2000 год, и такого, кажется, не было ни у кого. Может быть, поэтому у нас с самого начала стали появляться интернет-проекты. Например, соревнования «Математическая карусель», где участникам нужно правильно решить как можно больше задач подряд. Сначала мы попытались проводить ее очно, но желающих оказалось так много, что нам пришлось перейти на онлайн-формат и добавить разные школьные предметы. В них участвовали команды со всей страны. Помните, когда-то по радио объявляли время, и когда в Москве было 15:00, в Петропавловске-Камчатском – полночь. Так вот «Карусель» как раз и проходила в 15:00 по Москве. И чтобы ребята из Петропавловска могли в ней участвовать, им в 00:00 часов открывали двери лицея, и они решали задачки, сидя за компьютерами.
Сегодня «Карусели» продолжаются, но в формате интернет-кружка, как часть проекта Центра педагогического мастерства «Математическая вертикаль» для 7-8 классов. Педагоги получают у нас задания, прорабатывают их с детьми, а потом ребята участвуют в интернет-карусели. Это соревнование мотивирует детей глубже изучать предмет и стремиться победить интеллектом и скоростью мышления. Во время игры участники сразу видят свои результаты на экране компьютера: решил задачу – взлетел вверх, не решил – рухнул вниз. Это создает элемент игры, азарта, соревновательности.
Мы присоединились к Центру педагогического мастерства в 2016 году. Это объединение не случайно и не формально, оно проводилось ради общей цели – формирования сообщества педагогов, детей, родителей, специалистов, ученых для реализации творческого потенциала школьников через занятия наукой. Такой подход позволяет выстроить непрерывный процесс от раннего выявления талантов детей до подготовки их к олимпиадам, к серьезным занятиям выбранной дисциплиной.
Забавное совпадение: на 6-й год нашей работы мы дошли до дошкольников-шестилеток. Это оказалось очень интересно и важно. В те годы математических кружков для младших школьников практически не существовало. А ведь все начинается с детства, и раннее знакомство с математикой может перерасти в большую любовь. У нас сейчас работают такие мастера своего дела, как Женя Кац, Татьяна Зорина, Татьяна Акивис, Анастасия Калинина и другие. По материалам занятий с младшими школьниками Анастасия Калинина, Женя Кац и Антон Тилипман выпустили книгу «Математика в твоих руках» для 1-4 классов.
Оказалось, что очень востребованы занятия не только с младшими школьниками, но и с дошкольниками. Сначала математикой с малышами занимаются в игровой форме (один из наших курсов для малышей так и называется: «Математика вприпрыжку»), а потом они начинают решать более серьезные задачи, развивающие логическое мышление, пространственное воображение. Такое развитие мышления является самым ценным результатом занятий математикой с малышами.
Да, у нас есть ставшие уже традиционными олимпиады для 1-9 классов «Весенний олимп» и «Осенний олимп». Татьяна Петровна Зорина, организатор и вдохновитель этих олимпиад, и команда ее единомышленников придумывают интересные авторские задачи.
На «Осеннем олимпе» участникам предлагаются задачи на исторические темы. Это соревнование проводится на приз «Большого кованого гвоздя» – каждому победителю дарят «старинный» кованый гвоздь в рамочке, мы их специально заказываем. А весной соревнования устраиваются на приз «Золотой устрицы». Мы красим ракушки в золотой цвет, наклеиваем их на подставки и дарим победителям. Тут задачи про поиски кладов, приключения, путешествия. Ведь скоро лето!
Поскольку для младших школьников устраивают не так много олимпиад, основная масса участников наших «Олимпов» – первоклашки. Они, как горох, рассыпаются по коридорам и важно сообщают: «Я иду на олимпиаду».
В последние годы количество участников стало столь велико, что олимпиады приходится проводить в два тура. Сначала проходит отборочный заочный, а потом – очный. Этой осенью очного тура, к сожалению, не было, зато в заочном участвовало 15 тысяч человек, причем не только из Москвы, но и из других регионов России, и из других стран.
В текущем учебном году в нашем центре занимается более трех тысяч ребят.
Наши приоритетные направления – естественно-научное (математика и биология) и техническое (робототехника и программирование). В этом году у нас 244 группы с дошкольного возраста по 9 класс.
Сейчас занятия продолжаются в дистанционном формате. Наши педагоги смогли легко и естественно перевести детей в дистанционную реальность, в которой они почувствовали себя свободно и с удовольствием продолжили учебу. Преподавателям удалось сохранить интерес детей и мотивацию к занятиям. В результате в некоторый группах, в том числе самых младших, детей даже прибавилось.
В 2001 году у нас появилась робототехника – один из интереснейших курсов центра. Из обычного конструктора дети создают необычные модели роботов, которые управляются как пультами, так и посредством компьютерных программ. Захватывающие гонки роботов позволяют ребятам воплотить свои задумки в реальность и вырабатывают у них командный дух. Наша робототехника создавалась не для олимпиад, а для души и плотной связи с наукой, но сейчас мы уже готовим команду на соревнования.
А в 2005 году добавилась информатика, причем сразу олимпиадного уровня. Один из тренеров сборной Москвы по информатике Михаил Густокашин работал у нас еще будучи студентом ВМК МГУ. Более 90% детей из его кружка выигрывали олимпиады и поступали без экзаменов в ведущие вузы: МГУ, Физтех, МИФИ.
У нас есть мечта – создать методический центр по работе с учителями начальных классов
В Центре педагогического мастерства хорошо выстроена система подготовки старшеклассников к олимпиадам по математике. Если спуститься на ступеньку вниз, в средние классы, это «Математическая вертикаль» для 7-8 классов. Но для младших школьников пока не выработана общая стратегия углубленного изучения математики.
За прошедшие годы у нас накопился большой опыт дополнительного математического образования для младших школьников. Мы готовы поделиться наработками с учителями начальных классов. Это может быть методическое сопровождение педагогов дополнительного образования. У нас много ресурсов: апробированные пятнадцатилетним опытом программы для 1-4 классов, заочный курс «Математический кружок для 3-4 классов». Мы можем проводить очные и очно-заочные занятия, вебинары, причем не только по дополнительным программам, но и рассматривать сложные темы школьной программы начальных классов, делая углубленный разбор этого материала.
Есть и другая идея: существует школа ЦПМ, в которой есть профильные классы всех направлений, кроме математического. А мы накопили успешный опыт организации математических классов. В 2012–2017 годах мы делали совместную программу общего и дополнительного образования в математических классах школы № 9. Основной курс математики преподавался в школе, а по дополнительным программам дети занимались у нас. Нам очень хотелось бы в следующем учебном году сделать в школе ЦПМ профильные математические классы, усиленные дополнительным математическим образованием, которое обеспечивал бы наш центр.
Да, конечно. У нас накопился большой опыт дополнительного образования. В частности, для занятий с детьми, начиная с дошкольного возраста. На сайте можно увидеть курс игровой математики для дошкольников «Мышематика» Жени Кац. В программе курса: арифметические игры, знакомство с разными материалами (счетные бусы, нумикон, игральные кубики, связки спичек, счетные кубики и другое). Тут и развитие пространственного мышления, работа с разными конструкторами и геометрическими материалами, умение понимать схемы и самим их рисовать и много других интересных и ярких материалов. Такие занятия помогают детям психологически подготовиться к школе, работать и самостоятельно, и в паре, спокойно реагировать на необычные задачи, решать головоломки.
Или книга «Математика в твоих руках». Она адресована тем родителям и педагогам, кто занимается подготовкой детей к школе, учителям начальных классов, руководителям математических кружков – всем, кто думает, как увлечь ребенка математикой, не напугав его. Это курс с наглядными логическими и геометрическими задачами для школьников. Причем, необычными, не напоминающими школьные.
На сайте ЦПМ, в разделе, посвященном повышению квалификации учителей, выложен курс под названием «Математический кружок для 3-4 классов». Его авторы – Анастасия Калинина, Татьяна Адрианова и Олеся Мельник.
Курс предназначен учителям математики и учителям начальной школы, которые хотят вести математический кружок. В нем содержатся методические материалы для занятий по 28 темам, логические, геометрические, вычислительные задачи с ответами, головоломки, игры и многое другое.
У нас есть мечта – создать методический центр по работе с учителями начальных классов. Ведь иногда им нужна помощь в том, чтобы увлечь ребят разными дисциплинами, в частности – математикой.
У нас есть «Карусель-кружок» для учителей, ведущих математические кружки в 5-6 и 7-8 классах, а также для любых энтузиастов, готовых собрать группу школьников и проводить с ними занятия по математике. Мы пишем задания для педагогов, которые они могут разобрать на своем кружке. После этого курса у детей проходит тестирование (зачет) в игровой форме: они решают задачи небольшими группами. Дети видят результаты своей игры и, если у них что-то не получилось, это их мотивирует дальше разбираться, почему не так решили задачу.
Учителю, участвующему в проекте, предлагают содержание трех занятий в месяц: подготовку к интернет-карусели, интернет-карусель и разбор заданий. Всего их 27. Учитель может собрать свой кружок 5-6 или 7-8 классов. Часть тем 7 и 8 классов дополняют содержание программы проекта «Математическая вертикаль».
Наша цель подвести пяти- и шестиклассников к тому, чтобы они в 7 классе поступили в классы «Математической вертикали».
В заключение нашего интервью я хочу поздравить с юбилеем центра всех наших учеников: и нынешних, и прошлых лет, а также их родителей, а самое главное – педагогов: без них у меня ничего бы не получилось! За прошедшие годы у нас сложился коллектив единомышленников, в котором сохраняется уникальная творческая и дружеская атмосфера. В ней не стареет дух молодости, поиска нового, радости сотрудничества и открытия.