Ксения Сатарова 7 мая 2020 |
В условиях самоизоляции мы продолжаем готовиться к олимпиадам. Преподаватели проводят занятия по расписанию, которое было установлено еще в начале учебного года, а группы занимаются теперь дистанционно. Мы используем Скайп, Зум, чаты ВКонтакте и Вотсап.
Занятия в дистанционном формате практически не отличаются от занятий в офлайне, потому что сохранились и живое общение, и лекции, и обсуждение вопросов. Кроме того, теперь участникам никуда не надо ехать, и дорога больше не занимает времени.
Однако, нельзя не сказать и о минусах такой работы: у ребят сейчас нет реального практикума, без которого сложно сформировать навыки работы в химической лаборатории. Участникам приходится многое воспринимать на уровне абстрактного мышления: температурные процессы, консистенции растворов, виды осадков, продолжительность протекания реакции, интенсивность перемешивания и т. п. А мы знаем, как для химического эксперимента необходимы занятия в реальной химической лаборатории.
Но следует помнить, что олимпиадные дети – особые дети! Интерес к науке для них главное. Ребята весьма продвинутые, трудности возникают разве что из-за нестабильного сигнала интернета. Если спросить у самих детей, легко ли им учиться в дистанционном формате, полагаю, что ответы разделятся 50/50. Главное, многим не хватает живого общения.
Полезные ссылки
Список литературы для подготовки
Разбор задач Московской олимпиады школьников
Видеоразборы задач Всероссийской олимпиады школьников
Олимпиадные курсы Центра педагогического мастерства
Лекция «Чему учат олимпиады по химии школьников и учителей?»
Лекция В. В. Еремина о растворах
Подборка лекций канала «МГУ школе»
Лекции и задания для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по химии
Подготовка к олимпиадам продолжается, однако она вся переместилась в Зум. Расписание стало даже более насыщенным, чем до самоизоляции. Сейчас у нас 10 занятий в неделю, лекции и семинары проходят каждый день. Такая интенсивная работа обусловлена отсутствием сборов, на которые ребята обычно выезжали перед заключительным этапом.
Нагрузка увеличилась у всех: и у учителей, и у ребят. Но можно сказать, что «день сурка» наступил уже давно. Сейчас все расписано поминутно.
Трудности связаны в первую очередь с новым форматом занятий. Бывает тяжело сконцентрироваться из-за того, что очень много народу на семинарах. При этом хочется видеть лица людей, а не черные окошки в Зуме.
Чтобы немного упростить процесс подготовки, мы записываем лекции и выкладываем их на гугл-диске. Это помогает и в случае, если ребенок пропустил занятие.
Полезные ссылки
Занятия продолжаются и в период самоизоляции. У нас в команде 66 ребят, которые прошли на заключительный этап Всероссийской олимпиады. И если в обычной жизни собраться всем в одном месте бывает непросто, то в условиях обучения по Скайпу или в Зуме с этим проблем нет.
Мы стараемся проводить занятия по 1,5 часа, прилагая максимум усилий, чтобы поддержать интерес ребят. В таком формате хорошо работают именно лекции, презентации, а вот с решением задач дела обстоят сложнее.
Олимпиада по географии состоит из трех разделов: теории, практики и решения задач. Когда только появились сообщения о переносе заключительного этапа Всероссийской олимпиады, никто не понимал, что будет с туром на местности. Из-за этого мы решили сделать акцент на теорию. Такие знания детям тоже нужны.
На сообщения об отмене заключительного этапа всероса мои ученики отреагировали по-разному. Кто-то переживает из-за ситуации со льготами, сохранятся ли они в следующем году. Кто-то переживает из-за денежных грантов. В целом, все чувствуют себя неуверенно и даже говорили, что не знают, получится ли сохранить интерес на будущее. Но мы думаем, что тут они лукавят.
Справиться с переживаниями помогает наш психолог. Она также поддерживает ребят дистанционно.
Кроме того, у нас продолжается подготовка и к вузовским олимпиадам, и к ЕГЭ. С организацией занятий помогает команда: студенты, преподаватели, потому что объем работ сильно увеличился у всех. Ко мне зачастую приходят не с вопросами про мотивацию, а про подготовку к ЕГЭ, например. Мы можем посоветовать материалы, задания и т. д.
Полезные ссылки