Редакция сайта 21 ноября 2019 |
UPD: Для начала совершенно не понятно с какого года планируется вводить новый порядок. Ведь если приказ вступит в силу до нового года, то региональный этап придется проводить уже по новым правилам. И на подготовку останутся практически только новогодние праздники. А соблюсти некоторые условия за такой короткий срок подготовки будет просто невозможно. Не говоря уже о том, что сроки выполнения некоторых пунктов, касающихся регионального этапа, на тот момент могут уже пройти.
Уточнен пункт про участников олимпиады. Прямо написано, что школьники, осваивающие программу в форме самообразования и семейного образования, принимают участие. И если раньше возникал вопрос, могут ли эти ребята участвовать в олимпиаде и кто для них должен проводить школьный этап, то теперь все прозрачно. Школьный этап для них проводит организация, в которую они зачислены для прохождения промежуточной аттестации.
Впервые в порядок проведения включен пункт об участниках с ограниченными возможностями здоровья и инвалидах. Организаторы обязаны создать для них необходимые условия. В том числе должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к месту проведения, возможность использования необходимых технических средств, присутствие ассистентов, которые помогают занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести решения в бланки ответов. Для глухих и слабослышащих возможно привлечение сурдопереводчика, для незрячих материалы нужно оформлять шрифтом Брайля, для слабовидящих печатать задания в увеличенном размере.
Но при этом также написано, что школьники участвуют в олимпиаде на общих основаниях. Это значит, что несмотря на то, что им может понадобиться существенно больше времени на ознакомление с заданиями и запись решений, они будут выполнять олимпиаду то же количество минут, что и другие участники. Хотя в том же ЕГЭ ребятам с ОВЗ и инвалидам дается больше времени на выполнение заданий.
Изменился порядок выбора класса, за который школьники пишут олимпиаду. Как и раньше задания можно выполнять за свой или более старший класс. Но если прежде класс заданий выбирался на этапе, с которого школьник начал участвовать, и потом его нельзя было изменить, то теперь на каждом этапе можно выбрать: выполнять ли задания за класс, выбранный ранее или более старший.
Видеосъемку вести будут не только на апелляции. Места проведения регионального и заключительного этапов оборудуют средствами видеофиксации. Но под присмотром будут не только участники. На видео запишут и то, как жюри проверяет работы на этих этапах.
Хорошая новость для олимпиадников. Победители международных олимпиад и заключительного этапа Всероссийской на основании своих регалий смогут войти в состав соответствующей центральной предметно-методической комиссии (ЦПМК) и в жюри любого этапа. Кстати, в состав ЦПМК почему-то могут войти еще и призеры Всероссийской олимпиады, но согласно проекту нового порядка в жюри их не возьмут. Также в состав жюри и ЦПМК могут быть включены специалисты в области знаний, соответствующих предмету олимпиады.
Состав ЦПМК формируется на шесть лет, но не реже одного раза в три года он должен меняться по крайней мере на пятую часть. Для жюри заключительного этапа также поставили условие: менять минимум пятую часть состава не реже, чем раз в пять лет.
Проектом порядка определено множество сроков предоставления информации участникам и отчетов организаторам. В том числе дается больше времени на проведение последних этапов: региональный этап завершится не позднее 10 марта, заключительный – 15 мая. Министерство просвещения направляет организаторам в субъекты РФ расписание регионального этапа до 1 ноября, определяет места проведения заключительного этапа до 1 декабря, расписание финала до 1 февраля. Кроме того, до 1 марта помимо составов оргкомитетов и жюри заключительного этапа должны будут утверждаться и апелляционные комиссии.
А вот жюри школьного, муниципального и регионального этапов на проверку, показ работ и проведение апелляции времени совсем не оставили. Все эти процедуры нужно провести за три дня и предоставить протоколы. Что же делать региону, который хочет пригласить на региональный этап побольше ребят? За три дня нужно зашифровать работы, отсканировать, распечатать копии (ведь проверять можно только их), проверить, дешифровать, провести показ, апелляцию, заполнить протокол, как все это успеть? А отмена возможности жюри изменить балл прямо на показе работ только усложняет задачу. Если участник и член жюри согласны с корректировкой, зачем же организовывать для правки оценки еще и апелляцию?
Есть в проекте порядка и запрещающие пункты. Участникам нельзя выносить из мест проведения задания, листы ответов, черновики и фотографировать задания. Организаторы и члены жюри регионального и заключительного этапов не могут иметь при себе средства связи в аудиториях, где выполняются задания.
Важное изменение для участников: появился пункт, в котором явно написано, что в случае удовлетворения апелляции количество баллов может не только увеличиться, но и уменьшиться.
Всероссийская олимпиада старается идти в ногу со временем. Проект порядка допускает использование информационно-коммуникационных технологий в проведении, анализе заданий и показе работ на школьном, муниципальном и региональном этапах. Это, конечно, хорошо, но некоторые пункты в этом месте противоречат друг другу. Например, разрешено использовать информационно-коммуникационные технологии для подачи и рассмотрения апелляций на первых трех этапах. Но чуть ниже идет пункт, из которого следует, что рассмотрение апелляции проводится с участием самого школьника, а неявка на очную апелляцию ведет к ее аннулированию.
В проект нового порядка не вошел пункт о квоте для регионов, от которых никто не прошел на заключительный этап. Напомним, что эти субъекты РФ могли отправить по одному участнику регионального этапа, набравшему наибольшее количество баллов, но не менее половины от проходного.
Однако есть и нововведение. Если школьник, прошедший на заключительный этап, откажется от участия, то регион может направить другого школьника, следующего в рейтинге той же возрастной группы.
Конечно, перечисленные здесь самые важные на наш взгляд изменения и уточнения не все. Документ полностью переписан, знакомиться с ним необходимо и организаторам, и участникам.
Несомненно в документе есть плюсы, но и минусов там достаточно. Всероссийская олимпиада касается многих, в ней участвуют ежегодно миллионы школьников, а в организации задействованы миллионы взрослых. Если и вводить новый порядок, то нужно учесть и исправить все ошибки и недочеты, ведь они коснутся почти каждого.
До 4 декабря идут общественные обсуждения данного проекта. Обязательно оставьте свое мнение и отправьте предложения по его доработке.