Наталья Иванова-Гладильщикова 17 сентября 2019 |
В Москве в финансировании школ для детей с ограниченными возможностями здоровья введены повышающие коэффициенты. Для незрячих – он тройной. И в рейтинге школ столицы предусмотрен мощный повышающий коэффициент за успехи детей-инвалидов. Появились директора школ, которые создают условия не только для комфортной учебы, но и для развития талантов таких подростков.
Чтобы добиться таких успехов на олимпиадах и хорошо освоить предмет, ребята занимаются не только в своей школе или на кружках, но и ездят на выездные школы. Слабовидящие и незрячие школьники не исключение.
В прошлом году на сборы по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников по литературе в Голицыно поехали трое незрячих ребят. Все волновались, поэтому их сопровождал социальный педагог из школы, две студентки и сотрудник отдела инклюзивных проектов Центра педагогического мастерства Елена Горелик. А в этом году Елена (лингвист по образованию) решила отправить своих подопечных на Летнюю лингвистическую школу, которую проводит “Высшая школа экономики” и Московский центр непрерывного математического образования при поддержке компании “Яндекс”. Но уже без чрезмерной опеки. «Я сказала: давайте попробуем: еду я одна, а дальше – они сами».
Отдел инклюзивных проектов существует уже пять лет. Его сотрудники работают не только со слабовидящими и незрячими. Просто с этими детьми пока получилась самая большая история успеха. Это стало возможно благодаря тому, что директор школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых Иван Вишнивецкий и директор специальной школы-интерната № 2 Павел Суворов создают подходящую среду для развития талантов детей. Так, два года назад на занятия по подготовке к олимпиадам по русскому, литературе и английскому, которые проходят в ЦПМ, стали приезжать незрячие и слабовидящие дети.
Поначалу возникли трудности: было неясно, как переводить лингвистические задачи, в которых очень много диакритики (специальных букв) на шрифт Брайля, в котором каждая буква изображается с помощью шести точек, и как давать задачи на экзотических языках.
Тогда к занятиям привлекли студентов. Особенно помогла незрячая студентка Высшей школы экономики Оксана Осадчая. В итоге появился совместный проект с «Вышкой». Студенты приезжают заниматься с ребятами в школы. Проект явился и своеобразным выходом во внешний мир для незрячих, и открытием какой-то новой вселенной для студентов. А Оксана стала сотрудником отдела инклюзивных проектов и помогает печатать задания для олимпиад и занятий шрифтом Брайля.
На Летней лингвистической школе за одним студентом закреплено 5-6 школьников. В этом году вместе с двумя незрячими подростками была студентка Высшей школы экономики, которая ведет у них в школе лингвистику. Все прошло отлично: ребята завязывали контакты с другими подростками, и теперь продолжают общаться. Те помогали им передвигаться в столовой, находить нужные кабинеты.
Как рассказала незрячая участница Летней лингвистической школы Оля Крылова (призер регионального этапа Всероссийской олимпиады и «Высшей пробы» по русскому языку), на занятиях чаще всего давали лингвистические головоломки. На Традиционной олимпиаде по лингвистике ее наградили за оригинальное решение: «Мне попалась задача на язык со смешным названием какабе, – рассказала Оля. – У меня было по две формы каждого слова, и нужно было понять, по какому принципу они образуются. Здесь важно увидеть закономерности в образовании слов, о которых идет речь. И совсем не важно, на каком оно языке, пусть даже самом экзотическом».Нейролингвист Никита Змановский провел для Оли и второго незрячего участника Летней школы Андрея Якубого индивидуальное занятие, познакомив ребят с жестовым языком. А еще подростки изучали стихотворные размеры на примере современного рэпа, проходили тренинг с «мысленным выращиванием внутри себя бамбука» на мастер-классе по сценической речи, посетили семинар про сложные для перевода имена сказочных героев и каламбуры, прослушали лекции про онтолингвистику и психолингвистику. Еще, по признанию Оли, после семинаров учителя литературы школы №57 Надежды Ароновны Шапиро она по-другому стала читать стихи, а благодаря Александру Бердичевскому, ученому из Гетеборгского университета (Швеция), теперь рассказывает всем друзьям про сильбо гомеро (свистящий язык, форму испанского).
На лекциях незрячие школьники следят за презентациями с помощью брайлевских дисплеев. Это специальные приборы, которые отражают текст, представленный в электронном виде, шрифтом Брайля. Для семинаров сотрудники ЦПМ распечатывали на нем материалы. Елена Горелик специально для поездки на ЛЛШ освоила брайлевский принтер. Удавалось адаптировать и игры. Например, на третий день школы прошел чемпионат по игре в «Шляпу». Это интеллектуальная словесная игра, в которой игрок за 20 секунд должен объяснить как можно больше слов так, чтобы его партнер их отгадал. Все слова были написаны и обычным шрифтом, и по Брайлю.
На Летней лингвистической школе состоялась лекция по экономике. И Оля Крылова всерьез увлеклась ею (сказала, что давно мечтала этим заниматься, уже прочитала несколько книг). Но известно, что экономика – это математика, которая часто у незрячих хромает из-за графиков, например. Но нашлись прекрасные экономисты: так, на ЛЛШ приехал профессор РЭШ Андрей Бремзен, который предложил пригласить Олю на Летнюю экономическую школу – совместный проект Высшей школы экономики и сайта «Экономика для школьников». В итоге Оля блестяще проявила себя на этой школе, и в своей программе она была в рейтинге 42-й из 129. Все преподаватели говорили о ее остром, живом уме и способности решать сложнейшие математические задачи.
Сама Оля рассказала, что на лекциях она не переставала удивляться, сколько мы не знаем о том, с чем сталкиваемся почти каждый день. «Например, после потрясающего рассказа Максима Маркина про маркетинг я стала понимать, в чем секрет популярности некоторых брендов и на чем нас ловит реклама; а лекции Александра Челеховского абсолютно убедили меня, как полезно знать, какую политику проводит Центробанк. Еще благодаря Игорю Баранову я задумалась о цифровой экономике, которая ждет нас в будущем, и soft-skills, необходимых сейчас каждому хорошему специалисту, а познакомившись с теорией игр и поведенческой экономикой, немного научилась предсказывать поступки людей».
На историко-филологическую школу тоже приехали незрячие ребята: на историю Егор Кудрявцев, на литературу – Илья Днепровский. Илья – призер регионального этапа Всероссийской олимпиады по литературе, призер Московской олимпиады школьников по филологии и «Высшей пробы».
Еще несколько слабовидящих ребят поехали на летние школы по английскому, математике, обществознанию, химии и географии, которые организуют Ассоциация победителей олимпиад и Центр олимпиадной подготовки «Коалиция».
Сотрудники отдела инклюзивных проектов хотят, чтобы дети ездили на летние школы и дальше, поступали в вузы, искали профессию.
Я живу в столице в XXI веке, и все равно для меня участие в Летней школе ребят с ограниченными возможностями стало событием, я не могла перестать наблюдать за ними и тихо радоваться. А вот для многих школьников-участников ЛЛШ, мне кажется, это было естественным, они быстро привыкли и ненавязчиво помогали незрячим, и в то же время не воспринимали их как в чем-то отличающихся. По крайней мере, со стороны так казалось, и это было мое самое главное на ЛЛШ счастье. В общем, Летняя лингвистическая школа – это такое место, где есть надежда на всеобщие перемены к лучшему. Спасибо ей и всем ее организаторам за это».
Очень важно, чтобы дети не чувствовали себя другими. «У нас есть двое незр