Ксения Донская 24 января 2019 |
В начале 7 класса, когда я перешла в Лицей «Вторая школа». Мне невероятно повезло с учителями, особенно с преподавателем физики, Александром Рафаиловичем Зильберманом. В первую очередь благодаря ему я и заинтересовалась предметом – и сама не заметила, как стала ходить на олимпиады и читать книги вроде «Краткой истории времени» или «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!». Благодаря олимпиадному движению я все время занималась на кружках и посещала школы по олимпиадной физике. Особенно активно вся эта деятельность развернулась после девятого класса, когда я начала выступать на всероссийских, а потом и международных соревнованиях.
Меня всегда увлекали путешествия, иностранные языки и книги. Например, с 7 по 11 класс я работала над нашим лицейским журналом. Олимпиады органично вписывались в мои хобби – во время соревнований я видела удивительные места (Индия, Нигерия, Индонезия и многие другие страны) под своеобразным углом, путешествуя с интересными людьми со всего света.
Одной из самых запоминающихся для меня стала международная естественнонаучная олимпиада юниоров в 2010 году в Нигерии. Это соревнование проводится сразу по трем предметам – физике, химии и биологии, и по комбинации дисциплин соответствует моей текущей области работы – биомедицинской инженерии. Я получила золотую медаль в личном зачете, а также «серебро» в командном экспериментальном соревновании. Это был потрясающе интересный опыт, который во многом мотивировал меня продолжать заниматься олимпиадами.
Нужно, чтобы количество женщин в точных науках выросло и это стало чем-то естественным
Да, с 9 по 11 класс.
Сложно сказать… Тогда я не обращала на это внимания, потому что мне очень повезло с людьми, которые меня окружали, и мне не казалось, что быть девочкой в физике – это из ряда вон выходящее явление. Достоверно я помню что-то про это только начиная с межнаров, где я всегда была единственной девочкой в команде.
Я до сих пор помню члена жюри большой олимпиады, который на апелляции поднял мне балл (который почему-то мне не проставили за полностью верно решенную задачу) со словами, что «в команде нужны девочки». Намеки на то, что я не заслужила свое место в сборной, попадались мне очень редко – в конце концов, баллы за многочисленные этапы отбора открыты, и я надеюсь, что медали на олимпиадах подтвердили мой уровень; однако этот случай был самым неприятным моим столкновением с предвзятым отношением. Иногда ко мне относились с уважением, но при этом так, как будто я исключение: мол, да, я девушка в физике, но это единичный случай, который не доказывает, что женщины в науках равны мужчинам. И это тоже было очень неприятно, потому что я не исключение, я обычный человек, который много учился, чтобы достичь таких результатов.
После бакалавриата и магистратуры в Московском физико-техническом институте я поступила в Университет Оксфорда на специальность «Инженерная наука», занимаюсь методами направленной доставки лекарств в организме.
Да. Точных цифр я не знаю, но как мне показалось на вводной лекции, девушки составляли около четверти или пятой части аудитории. Хотя конкретно в моей лаборатории ситуация получше: девушек около половины, и моя научная руководительница – женщина.
Неважно, что тебе нравится – хоть квантовая физика, хоть кулинария – везде будут стереотипы, но никогда не надо переживать о том, соответствуешь ты им или нет
Мне кажется, что проблемы с предубеждением против девушек в этих дисциплинах начинаются очень рано: на уровне семьи, школы, укоренившихся моделей поведения. Мы, к счастью, прошли те этапы, когда женщинам не выдавали дипломы в университетах или еще как-то мешали заниматься наукой, фразы про «неженское дело» почти исчезли, но обществу нужно время, чтобы избавиться от стереотипов, которые направляют девочек при выборе профессии на самых ранних этапах. Девочки с детства окружены огромным количеством людей, и для того, чтобы им хотя бы пришло в голову попробовать точные науки, нужно, чтобы они чувствовали, что их примут. Мне повезло, моя семья поддержала бы любой мой выбор, но фраза «ты же девочка» еще не ушла из лексикона всех родителей. Дети видят неравенство, которое существует сейчас – и в реальной жизни, и в книгах и фильмах, где они могли бы искать женщин, с которых брать пример, – и либо даже не задумываются про «сложные мужские науки», либо боятся предвзятого отношения.
Сейчас на существующее в обществе неравенство обращают внимание, это наконец осознали как проблему; однако мало просто сказать, что теперь все равны и все отлично. Нужно, чтобы количество женщин в точных науках выросло и это стало чем-то естественным. Ситуация по-настоящему улучшится только тогда, когда уйдет любое предубеждение, неравенство в служебных позициях, в размерах зарплат, отношении – другими словами, когда никто с точки зрения работы даже не будет задумываться о том, какого ты пола.
Подобные проблемы не решаются просто внешним вмешательством, более того, слишком жесткие искусственные меры по привлечению женщин в точные науки могут и навредить. Например, введение «обратного неравенства», привилегий для женщин в каких-то дисциплинах, по моему опыту, чаще вызывают негативную реакцию: это как бы служит подтверждением того, что им нужна дополнительная поддержка и, следовательно, им тут не место. Важно помогать женщинам, при этом не вызывая комментариев про то, что они якобы занимают позиции, которые по праву принадлежат мужчинам, исключительно из-за «моды на равенство». К сожалению, это сложнее, чем кажется на первый взгляд. Примером удачных мер мне кажутся дополнительные стипендии для женщин в традиционно мужских дисциплинах.
Важную роль играет отношение к вопросу родителей и учителей. Если бы они осознавали, что способности не зависят от пола, и воспитывали детей соответственно, то проблемы бы не существовало, неравенству было бы просто неоткуда взяться. К сожалению, как мы видим, жизнь так не работает. Поэтому на уровне школ было бы здорово организовать какие-нибудь научные мероприятия, нацеленные на девочек, чтобы с раннего возраста показывать детям возможности выбора. Наконец, важно просто выражать положительное отношение к девочкам со стороны школ и вузов. Важно давать детям положительные ролевые модели, как в реальной жизни, так и в книгах и кино.
Я бы посоветовала ничего не бояться. Неважно, что тебе нравится – хоть квантовая физика, хоть кулинария – везде будут стереотипы, но никогда не надо переживать о том, соответствуешь ты им или нет. Нельзя думать, что то, что ты девочка, вообще на что-то влияет. Нельзя позволять окружающим убеждать тебя в этом. Надо просто заниматься тем, что нравится; тогда через какое-то время ты поймешь, что у тебя увлекательная работа и ты окружена интересными людьми, которые не будут ставить под вопрос твое место в мире.