Ксения Донская 22 ноября 2018 |
После окончания Всероссийской олимпиады школьников по информатике начинается отбор на учебно-тренировочные сборы, туда могут попасть только призеры заключительного этапа текущего года, при этом для каждой параллели существуют свои правила. Например, у одиннадцатиклассников мало шансов в случае, если в предыдущие годы они не проходили цикл подготовки и не попали в шестерку лучших на Всероссийской олимпиаде. Кроме того, в выпускной параллели на участие в сборах претендуют только победители олимпиады, в то время как, например, в 9 классе туда иногда берут почти всех призеров: у ребят помладше есть возможность выступить в составе сборной несколько раз, а у одиннадцатиклассников такой перспективы нет.
Летние учебно-тренировочные сборы – это заключительный этап отбора на международную олимпиаду. Они длятся 10-14 дней, за это время проходит четыре отборочных тура и несколько учебных. «Удобнее, когда туры и отборочные, и учебные. Допустим, сборы идут десять дней, и если отборочные туры проводятся ежедневно, то ребенку приходится настраиваться десять раз, а это очень тяжело. Раньше бывало, что сборы проводились именно так, и учащийся начинал хорошо, а к концу просто безумно уставал, результаты резко падали и в сборную он не попадал. Но поскольку на самой международной олимпиаде марафонцем быть не нужно, там всего два тура, их число решили сократить и на сборах», – поясняет Елена Андреева, тренер 18 медалистов международных олимпиад. На тренировочных турах ребятам стараются предлагать задачи с уже прошедших международных соревнований, с которыми они еще не сталкивались, например, задания, которые раньше не переводились на русский или английский. Для отборочных туров задачи составляют специально, этим занимается тренерский штаб, в который часто попадают медалисты межнаров прошлых лет, в том числе, студенты и аспиранты. Если после сборов остается время до олимпиады, то для подготовки детям могут предложить еще и дистанционные туры по интернету.
На зимние сборы, как правило, берут практически всех, кто был на летних, за исключением бывших одиннадцатиклассников (они к этому моменту уже выпускаются), а также приглашают чуть больше бывших учащихся 9-10 классов. Их главная цель – тренировка, у них нет никакого отборочного статуса и они практически никак не влияют на то, кто попадет в сборную, а кто – нет.
Подготовка к олимпиаде состоит из двух очных мероприятий – летних и зимних сборов, а также дистанционных туров. Кроме того, с июня прошлого года «Сириус» начал проводить смены для информатиков, куда приглашаются все победители и призеры заключительного этапа всероса. В список подготовительных мероприятий входит и поездка на традиционный турнир в Болгарии, который проходит в ноябре. Для участников сборной при подготовке очень важен именно реальный соревновательный опыт, поскольку на международной олимпиаде им нужно будет сосредоточиться, несмотря на нервы. «Олимпиада по информатике часто проводится в монопомещении, например, в спортзале.
По мнению экспертов чаще всего школьные учителя не могут заниматься тренировкой детей для участия в международной олимпиаде хотя бы потому, что задания этого соревнования им просто не по плечу. Их главная задача – разглядеть талантливых детей, научить их азам и направить в нужную сторону: это могут быть интернет-ресурсы, «Сириус» или, например, профильные смены в летних лагерях. Поэтому важно, чтобы преподаватели хорошо ориентировались в системе подготовки детей к олимпиадам.
На международных олимпиадах участникам часто предлагаются так называемые неточные задачи, то есть задания, в которых нет конкретного правильного ответа. Из шести задач соревнования такими могут оказаться даже две-три. Еще одно отличие международной олимпиады от Всероссийской в том, что из-за разницы в уровне участников из разных стран количество тем, которым посвящены задачи, строго ограничено. При этом задания межнаров далеко не всегда на голову выше тех проблем, с которыми ребята сталкиваются на всеросе. «Некоторые задания нашей олимпиады, может быть, даже и посложнее международной. В то же время отдельные задания межнара настолько сложны, что их решает всего два-три человека в мире, давать такие задачи на всерос просто нет смысла», – рассказывает тренер российской сборной Андрей Станкевич.
Задачи можно, кстати, не только решать, но и составлять: прислать свое задание на международную олимпиаду может любой желающий. «В этом году, например, задачу одного из моих бывших учеников, который сейчас работает в компании Google в Цюрихе, отобрали для олимпиады, а его самого пригласили гостем и членом национального комитета», – отмечает Елена Андреева.
Олимпиада по информатике отличается от различных «бумажных» соревнований, прежде всего, тем, что результаты становятся известны прямо во время тура. «Думаю, это скорее преимущество, то есть если участник получил полный балл по задачам, то он может расслабиться и уже не думать, что он что-то забыл или не написал, что его неправильно поймет жюри, когда будет проверять работу. Он может спокойно перейти к другим задачам», – считает Андрей Станкевич.
В то же время участникам недостаточно просто найти правильное решение. «Можно все придумать и не успеть запрограммировать, или даже успеть запрограммировать и не успеть отладить – это самое обидное. Поэтому когда тренируешь детей, надо обращать внимание на все аспекты: на умение решать задачи, очень быстро программировать, писать качественный код», – рассказывает Елена Андреева.
Для того, чтобы получить золотую медаль, естественно, нужна хорошая подготовка, но одной ее недостаточно. «Серебряная медаль олимпиады – это достаточно устойчивый результат для хорошего, сильного, натренированного школьника. То есть если взять, условно говоря, любого победителя или призера Всероссийской олимпиады, интенсивно с ним заниматься и исключить вторичные факторы типа нервов, то серебряная медаль международной олимпиады – это гарантированный результат. […] А для золотой медали требуется очень серьезный скачок, то есть нужен талант. Можно случайно получить одну из нижних золотых медалей, просто благодаря трудолюбию и одаренности, но для системного получения высшей награды нужен экстраординарный ребенок», – считает Андрей Станкевич. Также нельзя исключать и роль везения. «В этом году, например, были две задачи - почти математические конструкции, нужно было придумать какую-то головоломку, а не алгоритмы применять. Для некоторых ребят это не их жанр, и они не справились», – рассказывает Елена Андреева. Поэтому стоит помнить, что участникам олимпиады по информатике нужно также быть сильными математиками и не забывать об этом при подготовке.
Для ребят, которые любят соревноваться, студенческие олимпиады становятся логичным продолжением школьных. Главным отличием этих контестов является то, что в них, как правило, участвуют команды, каждой из них дается один компьютер, поэтому тут важны навыки работы в коллективе, нужно научиться правильно распределять время, не распылять внимание.
Как и все, поступают в российские или заграничные университеты и чаще всего ведут вполне обычную студенческую жизнь. «У меня международная олимпиада была в сентябре, на тот момент я уже поступил на мехмат МГУ и даже успел пару недель походить на пары. До олимпиады мои однокурсники, в основном, не знали, что я на нее собираюсь, а после, когда я вернулся с золотом, какое-то время они на меня чуть-чуть поглядывали: «О, это тот, который ездил на межнар». Но уже по прошествии полугода отличие меня в чьих-либо глазах пропало, потому что олимпиада по информатике – это все-таки очень специфический вид спорта. Так что мое «золото» на мою учебу не особо повлияло: надо было так же ходить на пары, мне так же какие-то вещи давались с трудом, так что тут я не чувствовал себя каким-то особенным», – рассказывает победитель 2012 года Максим Ахмедов.
Во-первых, в компаниях, которые занимаются разработкой (например, «Яндекс», Mail.Ru, «ВКонтакте»), где важную роль играет именно алгоритмическая подготовка. «Еще в школе я понимал, что если когда-то пойду работать программистом, как оно впоследствии и получилось, то у меня будет очень хороший старт, потому что уже в старших классах я хорошо разбирался в информатике, программировании, у меня был очень хороший алгоритмический бэкграунд», – рассказывает Максим Ахмедов. На четвертом курсе он устроился в компанию «Яндекс», где занимается разработкой системы хранения и обработки больших объемов данных. По его словам, никакой прямой связи между победой на межнарах в резюме и приемом на работу нет, но знающим людям (особенно если они сами бывшие олимпиадники) эта строка может сказать о том, что соискатель умеет, например, писать эффективный (хотя и не самый красивый) код без багов. Кроме того, бытует мнение, что если ты участник международной олимпиады, то тебя должно интересовать машинное обучение, именно этой областью занимается, например, коллега Максима по сборной Олег Иванов в компании Samsung.
Многие призеры и победители межнаров идут в образование. «Мой ученик Глеб Евстропов, медалист международной олимпиады, дважды вице-чемпион мира студенческих соревнований, сразу после окончания университета с