Наталья Иванова-Гладильщикова 2 февраля 2018 |
Как раз нет. Я езжу в «Сириус» на разные программы: иногда это «литературное творчество», иногда – «наука». Это совершенно параллельные направления, их профильные программы не пересекаются. Но ребята встречаются на общих мероприятиях: это и походы на хоккей, и посещение общих лекций, которые читают для всех.
Литераторам я рассказывал о применении количественных методов в литературоведении и прочитал мемориальную лекцию о недавно ушедшем от нас выдающемся лингвисте, академике Андрее Анатольевиче Зализняке.
Это разные методы математики, статистики, корпусной лингвистики, которые позволяют изучать большие объемы текста. Например, они применяются в стиховедении при изучении ритмических вариаций в стихе. А еще с помощью таких методов можно оценивать сходство текстов на основе каких-то количественных параметров. Это сравнение частотных списков слов для того, чтобы понять, какие тексты больше между собой похожи.
Мне хочется верить, что интересно, но незнакомо. Впрочем, тут уж – не мне судить. Это совершенно новая вещь, которой в школьной программе нет и быть не должно.
Больше всего, пожалуй, запомнились вопросы от математиков. Им я читал лекцию про то, как компьютеры обрабатывают текст на естественном языке, как говорят голосовые помощники и машинные переводчики, которые порождают тексты на другом языке, очень качественные. Как с точки зрения философии относиться к тому, что компьютер разговаривает? Из предложений, высказанных после лекции, мне запомнилось несколько интересных идей, как нужно кодировать слова, чтобы загонять их в нейронные сети.
Если бы было неинтересно, я бы не ездил туда. Интересно взаимодействовать с детьми. Они всегда скажут что-то новое, необязательно на тему лекции. Ценно, когда кого-то удается привлечь к занятиям лингвистикой. А некоторым школьникам удается совмещать их с литературой или математикой. Случается, что дети потом приезжают на олимпиаду по лингвистике, на Летнюю лингвистическую школу. В «Сириус» я езжу уже больше года, и потом кого-то встречаю на летней школе. Одну девочку видел в прошлом году в «Сириусе», потом, в июле – на Летней лингвистической школе, а сейчас – снова в «Сириусе».
Смысл в том, чтобы собирать талантливых детей со всей страны в одном месте. И тут, может быть, важнее не то, что их чему-то учат (а учат их хорошо), а то, что они общаются друг с другом. Для московских или питерских школьников это меньшая проблема – им проще найти единомышленников (если ты математик, ты поступаешь в математическую школу, а там все интересуются математикой). Но если ты один такой в своем городе, то тебе, безусловно, чрезвычайно полезно приехать в «Сириус» и пообщаться с людьми, которые увлечены тем же, чем и ты.
Это совершенно разный тип разговора. Существует такая негласная иерархия наук, в которой литературоведение стоит ниже лингвистики, а лингвистика ниже математики. Поэтому, когда я рассказываю про лингвистику литераторам или литературоведам, мне надо скорее показать им, что лингвистика – это не страшно, что там нет ничего чудовищного, пугающего и непонятного. А математикам приходится наоборот объяснять, что лингвистика – тоже вполне полезная область человеческого знания, которая позволяет понять что-то очень важное. Что это не какая-то ерунда, типа «жи-ши – пиши с и».
У меня есть ощущение, что «литературным» школьникам больше нравится, когда я привожу какие-то конкретные примеры, а математики после конкретных примеров хотели бы видеть некие обобщающие формулы. То есть литераторам скорее на пальцах объясняешь, а математикам требуется еще и четкое формальное решение.
В прошлом ноябре была олимпиадная смена по литературе. Ее устраивали для ребят, достойно выступивших на олимпиадах в своем регионе, но не прошедших на всероссийский уровень. Есть вероятность, что в следующем ноябре эта смена расширится, и в ее рамках пройдет цикл занятий по русскому языку и лингвистике. Ведь пока русский язык и лингвистика представлены лишь внутри «литературного творчества».