Как готовить победителей международных олимпиад, насколько важен психологический настрой, какой должна быть дистанция между учеником и педагогом, рассказывает заслуженный учитель России Сергей Полянский.
«Олимпиада.ру» запускает серию интервью с учителями, которые
готовят победителей и призеров олимпиад. В первом выпуске мы публикуем беседу с
заслуженным учителем России Сергеем Полянским, который преподает физику в
пермской школе 146. Его ученики неоднократно брали награды на международных
соревнованиях (например, в этом году одиннадцатиклассник Василий Югов завоевал
абсолютное “золото” на олимпиаде по физике). Мы расспросили Сергея
Евгеньевича о том, в чем особенности работы с талантливыми ребятами, с какими
сложностями сталкиваются вундеркинды в регионах и что самое важное в работе
педагога.
Вы сразу видите, у какого ребенка может потенциально сложиться олимпиадная жизнь? По каким признакам?
Сейчас, когда я более 25 лет занимаюсь с такими детьми, у
меня уже есть кое-какие наметки и я могу определить потенциал ребенка, его
задатки. Одаренные дети, конечно же, отличаются от других. Даже когда смотришь
со стороны, замечаешь, что они по-другому ходят, по-другому улыбаются,
по-другому ведут себя на уроке, когда объясняешь материал. Но бывают и ошибки:
подумаешь, что ребенок может быть на высоком уровне, вкладываешься, занимаешься
с ним, а у него пропадает интерес по той простой причине, что ему, допустим,
становится очень трудно на этом уровне держаться, и он просто сходит с
дистанции. И это тоже нормально, потому что олимпиадная подготовка – это удел
немногих, и тут со стопроцентной уверенностью нельзя сказать ни по ребенку, ни
по работе учителя, получится ли что-то или нет.
То есть, с вашей точки зрения, олимпиады подходят не всем?
Конечно, нет. И даже у тех, кому они подходят, все
получается только при условии, что они попадут в резонирующую среду, когда
учитель умеет не только объяснять, но и поддерживать интерес. Например, в 11
классе ребенок международного уровня уже и задачи решает быстрее, и материал
знает глубже, чем преподаватели. Но ему может не хватать опыта, поэтому тут
важно, чтобы учитель мог в методическом плане грамотно подвести ученика к
олимпиаде. К успеху приводит совместная деятельность.
Ваш ученик Василий Югов, который в этом году завоевал «золото» на международной олимпиаде, в интервью изданию «Поток» рассказал, что его серьезный олимпиадный путь в физике начался именно с вас: «Опытным глазом Сергей Евгеньевич что-то во мне разглядел и взялся за мою подготовку всеми своими силами». Всеми своими силами - это как? Каким образом вы готовите олимпиадников?
Физика изучается с 7 класса, и при подготовке все с самого
начала идет более серьезно, на более высоком уровне, с опережением. Тому же
Васе после первой четверти 7 класса уже было неинтересно, потому что мы с ним
разобрали за это время всю программу за год. Поэтому он шел на год вперед:
будучи восьмиклассником, выступал на всеросе для девятиклассников и так далее.
Это позволило ему и опыт приобрести, и получить два «золота» на международных
олимпиадах, еще два – на азиатских олимпиадах школьников. После 9-10 класса
ребята такого уровня, как Вася, очень много делают самостоятельно. Они ездят на
сборы, заняты различными олимпиадами, поэтому остается только планировать их
подготовку и временами ограждать от других предметов, ведь у нас школа – это
такой террариум единомышленников: если у кого-то что-то пошло не так, то можно
порадоваться. Некоторые педагоги не входят в положение, не обращают внимание на
то, что ребенок очень занят подготовкой, и начинают настаивать на важности
своего предмета. Например, у меня было очень много разногласий, как ни странно,
с учителем физкультуры.
Василий – не первый ваш победитель межнара. Всегда ли подготовка проходит по одной и той же схеме?
Первым был Дима Любшин, который в 1994 году завоевал бронзу
за теорию. Потом в 2000 году у Леши Вахова было «золото» в Англии, в 2007 – у
Ксении Соловьевой в Иране. В 2008 году Петя Лавров победил на международной
олимпиаде по естествознанию. Были еще медали на международных олимпиадах
юниоров. Когда речь заходит о совместной деятельности «ученик и учитель», то
тут, конечно, могут быть отличия, потому что учитель как никто видит
недоработки ученика по тем или иным главам. И здесь, естественно, разные
подходы: с одним больше внимания уделяешь теории, с другим – эксперименту. С
каждым выбираешь подходящие варианты освоения материала.
Была ли подготовка вашего первого призера межнара в 1994 году сложнее из-за того, что на тот момент у вас просто отсутствовал опыт победы на таких соревнованиях? И какие перемены в международной олимпиаде вы отмечаете за прошедшие двадцать лет?
Да, действительно, это был сложный процесс, и могу
признаться, что я у этого очень одаренного мальчика, Димы Любшина, многому
научился. Я вообще у всех детей, независимо от того, международники они или
нет, хорошие или плохие, занимаю гораздо больше, чем отдаю, постоянно у них
учусь. И я очень им благодарен.
Первичная роль учителя – подвести ученика к тому, что он должен поверить в свои силы
Конечно, олимпиада со временем меняется. Во-первых, сейчас в
спортивных и интеллектуальных олимпиадах встречаются схожие проблемы: начинают
замешиваться весьма крупные деньги, начинается беда. Раньше в этом плане все
было намного чище. А во-вторых, сейчас очень неравномерно проходит оценка
деятельности. Я прекрасно знаю, что в Москве, например, любой международник,
который привозит медаль, получает миллион рублей. У нас губернатор пообещал
дать Васе Югову, кажется, 200 тысяч рублей – и то исключительно из-за шума,
который один из журналистов поднял. И это, конечно, как-то не очень хорошо,
потому что у нас не каждый год появляются такие дети и их нужно отмечать. А
если этого не делать, ставится мощная прививка для тех талантливых ребят,
которые, скорее всего, уедут из страны.
Насколько при подготовке к международным соревнованиям важен психологический настрой и что для этого могут сделать учителя?
Этот момент является ничуть не менее важным, чем уровень
профессиональной подготовки. Если человек попадает в стрессовую ситуацию и при
этом у него нет психологической устойчивости, то он может все сразу потерять,
хотя в спокойной обстановке он решает сногсшибательные задачи. Такое происходит
сплошь и рядом. Поэтому я и говорю, что олимпиадами высокого уровня должны
заниматься дети, у которых есть сплав: интеллект, умение работать,
психологическая устойчивость. И первичная роль учителя – подвести ученика к
тому, что он должен поверить в свои силы, что у него что-то получится. И,
конечно, здесь очень важна еще и поддержка и понимание семьи.
Не секрет, что большинство призеров и победителей заключительного этапа всероса и межнаров – жители Москвы. Как вам кажется, есть ли в Перми какие-то проблемы в работе с талантливыми ребятами? Насколько много внимания им уделяется?
С точки зрения поддержки со стороны властей делается крайне
мало, это отдано на откуп одиночек. Хотя по-хорошему, нужно очень многие вещи
менять. Вот например, в Саранске есть республиканский лицей для одаренных
детей, куда отбирают учеников, и они там занимаются целенаправленно
математикой, физикой, информатикой. И у лицея хорошее финансирование,
преподаватели там получают вполне приличную заработную плату, в отличие от
нашей. У нас достаточно большой край, почему бы не создать такой же лицей?
Талантливых детей очень много, проблема в том, что они изначально попадают не в
тот детский садик, не в ту школу, и их потенциальная гениальность сводится на
нет. А если бы ребенок попадал в резонирующую среду с самого начала, если бы им
занимались, то очень многие бы вырастали и не пропадали просто так. Но в это
нужно вкладываться. А у нас, мне кажется, не те приоритеты: хорошее образование
сейчас не на первом месте. Еще одна проблема в том, что нет никакой
преемственности: большинству преподавателей по 50-60 лет, и за ними никто из
учителей помоложе не стоит.
Школа 146, в которой вы работаете, показывает впечатляющие результаты не только на олимпиадах по физике, но и по другим предметам. Что в ней особенного?
Когда мы ее создавали в 1994 году, был подобран костяк из
опытных преподавателей, а также были и молодые учителя, со временем из них тоже
получились хорошие педагоги. Мне кажется, именно благодаря общей идее у нас
есть достижения по разным предметам. Я бы не сказал, что у нас особая
обстановка, но она отличается от того, что происходит в других школах. Здесь
учащиеся ходят с другим выражением лица, здесь нет беспричинного смеха. В нашей
школе дети чуть больше думают, чем в остальных школах, это, пожалуй,
единственное отличие, а так все как у всех.
Есть ли у вашей школы серьезные конкуренты на уровне города или края?
К сожалению, таких школ нет.
Когда ребенок выходит из школы, важнее даже не то, какие у него знания, а какая у него душа – может ли он, глядя на что-то, сопереживать, радоваться и плакать
В интервью одному пермскому изданию вы рассказывали, что учителем быть никогда не планировали, а в школу пришли уже в достаточно зрелом возрасте. Как так вышло?
До школы я успел получить техническое образование по
направлению «Автоматизированные системы управления» и поработать: сперва в
конструкторском бюро, затем начальником лаборатории. А потом что-то мне пришло
в голову – пойти поработать в школу. Тем более, и моя мама, и двое ее братьев
были учителями. Пришел я в школу во вполне осознанном возрасте, мне было 30
лет. Посмотрел, что мне не хватает знаний, связанных с методикой преподавания
физики, с психологией, с педагогикой, и поступил в Витебский госпедуниверситет.
Быстренько за два года прошел пятилетний курс обучения и получил диплом
учителя, правда, учителя математики. Но самое главное, что я приобрел какие-то
первичные знания в тех областях, где мне этого недоставало.
Со стороны кажется, что на уроках вы стараетесь показать, что физика – это не какая-то далекая абстрактная наука, а довольно близкий для всех нас предмет. Так ли это?
Это естественно. И я очень давно пришел к этому пониманию.
Кроме того, мне кажется, что когда ребенок выходит из школы, важнее даже не то,
какие у него знания, а какая у него душа – может ли он, глядя на что-то,
сопереживать, радоваться и плакать. А набор необходимых навыков и знаний – это
вторично. А как преподавать, не затрагивая какие-то этические моменты,
духовность и так далее? Поэтому для меня воспитательная функция образования
стоит на первом месте. Без нее ничего не получится и с образовательной точки
зрения.
Не надо быть близким! Когда учитель говорит: «Я так люблю вас, дети!», я в это не верю
А каким образом у вас вообще сложилась такая система ценностей?
Я пытаюсь донести до детей свое видение мира. Кто-то его
разделяет, кто-то – нет, вот и все. Во всем этом я преломляю себя. И если я иду
по городу, а навстречу идет наш выпускник, и он не переходит на другую сторону
улицы, а останавливается поговорить, значит, что-то я делаю правильно.
Вы со своими учениками и песни поете, и в спортивных соревнованиях участвуете, и истории из жизни им постоянно рассказываете. Такое ощущение, что вы не оставляете «работу на работе», а постоянно включены в процесс. Не тяжело ли это?
Тут я руководствуюсь своими чувствами и ощущениями.
То есть, дело не в том, что вам, например, кажется, что педагог должен быть близким человеком для своих учеников?
Не надо быть близким! Когда учитель говорит: «Я так люблю
вас, дети!», я в это не верю. Мне иногда любви не хватает на самых близких мне
людей, какая тут любовь к детям? Только уважение, корректность, взаимопомощь,
взаимопонимание, никакой любви. Какая любовь? Это совсем другая категория.
Тогда какой, по-вашему, должна быть дистанция между учеником и учителем?
Все ученики разные, и дистанция может быть разной и должна
быть разной. Но к каждому ученику нужно относиться уважительно и очень терпимо.
И в каждом ученике стараться разглядеть и развить самое лучшее. А на негативное
можно иногда закрыть глаза, можно что-то корректно поправить. И самое главное –
учиться, учиться и учиться у детей. Учиться прощению, терпимости,
непосредственности.
«Нескучность» преподавания – с вашей точки зрения, обязательное условие?
Нет, чтобы выйти на высокий уровень, требуется каторжный
труд, иногда бывает так противно этим заниматься! И если человек преодолевает
это, то он только потом, уже выйдя на эту ступень, начинает себя уважать и
радоваться. А так это по-настоящему очень тяжелая, изнурительная работа. Легче
бывает только в старших классах, а до этого детей нужно мотивировать,
поддерживать в них интерес и в некоторых случаях заставлять, это неизбежно.
Поддерживаете ли вы отношения с ребятами после выпуска? Чем они занимаются, где учатся?
Да, в большей степени они сами поддерживают: бывают встречи
выпускников, бывает, что кто-то приезжает, звонит, и мы встречаемся в школе.
Многие ребята идут в науку. Например, у нас был очень одаренный мальчик Федя
Попов, сейчас он окончил МФТИ, защитил кандидатскую диссертацию по квантовой
теории поля, доучивается в Принстоне. У него уже есть большие достижения в
теоретических изысканиях. Некоторые стали чиновниками от науки, один является
представителем Microsoft в Новой Зеландии, другие работают в Америке, в
Швейцарии. Многие остались в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и работают в
различных IT-компаниях, в высокотехнологичных фирмах.
По вашим стопам никто не пошел?
Я всем детям говорю, чтобы они не связывали свою жизнь с
педагогикой, особенно парни. С моей точки зрения, мужчина-учитель сегодня – это
неудачник. Если он обременен семьей, то та зарплата, которую он приносит домой,
не вызывает уважения у жены, тем более, если есть дети. Я сам собирался пойти
во врачи и готовился к поступлению в медицинский.
Но вы-то сейчас не жалеете, что стали преподавателем?
С формальной точки зрения, нет, потому что кое-что
получается, а по большому счету, все-таки жалею, нужно было становиться врачом.
Какие у вас пожелания относительно будущего ваших учеников? Чтобы они выросли какими?
Самое главное, чтобы они стали хорошими людьми. В
современном мире настоящих людей очень не хватает.