Анастасия Орлова 13 ноября 2017 |
В школах сейчас проходит огромное количество детских олимпиад. В 1-2 классах Василий ничего особо выдающегося не демонстрировал, но результаты росли. Примерно с 3-4 класса пошел серьезный прогресс. Он участвовал во всех школьных олимпиадах. Я не знаю, что он чувствовал во время соревнований, внешне он был абсолютно спокоен, но они ему нравились, пожалуй. Я думаю, особо сильно он не волновался класса до 6-7-го. Потом начались занятия с его школьным наставником и добавился груз ответственности – не подвести его. В 10 классе очень хотелось попасть в состав сборной страны, а к 11-му уже давил определенный груз ответственности и заслуг, когда он понимал, что не должен выступать слабо. До этого на него не давило ничего. Бывало, что переживал перед олимпиадой. Но стоило только получить задания – успокаивался и работал.
Бабушка Василия – заслуженный учитель Российской Федерации по физике, мы с женой тоже физики. Но определенного интереса к этой науке у него не было, он очень увлекался и математикой, и информатикой. Именно математика – основа формирования логического мышления, она полезна и в самой физике. Мы ездили каждый год в Кировскую летнюю многопредметную школу, всем олимпиадникам рекомендую. Один раз после семинара (в МФТИ, – прим.ред.) Василий говорит: «Не поверишь, но мне те темы, которые рассматривались в ЛМШ на математике, сейчас помогают».
Школьной программой Василий особо не занимался класса с шестого-седьмого. Задачи уровня межнара не пересекаются со школьной программой. Занятий в школе на уроках хватит только для победы на школьном этапе всероса. Если вы хотите выиграть регион, нужно дополнительно заниматься и серьезно.
Мы имели свои цели: не просто получение образования, но и определенные олимпиадные результаты. В 146-й школе работает Сергей Евгеньевич Полянский, легендарный человек. Он подготовил у нас четырех членов сборной России по физике и первую девушку, получившую золотую медаль, Ксению Соловьеву (в 2007 впервые в состав российской сборной вошла девушка, – прим.ред.). Человек знает, как сделать из ребенка победителя. Мы шли конкретно к нему, не было никаких случайностей. Он провел оценку Васи и сказал: «Ну что ж, теперь мы будем делать из тебя физического монстра».
Выход есть. Если ребенок действительно талантлив, в Санкт-Петербурге, Подмосковье, Саранске есть масса школ-интернатов. Можно уехать на полное содержание, да еще и получать такие деньги в виде стипендии (если его уровень на самом деле высок), которые маме и папе не снились в их провинции. Для одаренных детей в центральных регионах мест в интернатах очень много.
Не каждому ребенку нужно участвовать в олимпиадах. Далеко не у каждого психика способна выдержать нагрузку, нужно понимать, что успешные олимпиадники – это дети, у которых в жизни удачно сложился ряд факторов. Есть ребята талантливые, но они не могут выступать на олимпиадах.
Насчет советов, наставник Васи, Сергей Евгеньевич Полянский, прекрасно разбирается в олимпиадах. Если он считает, что уровень олимпиады достаточно серьезный, то нужно участвовать, а размениваться на всякую ерунду не имеет смысла. Он не просто преподаватель, он Наставник с большой буквы, который просто взял человека за руку и провел его четыре года по жизни. Таких людей очень мало в России.
К 11 классу Василий и сам стал весьма разборчив и не участвовал в тех олимпиадах, за которыми не было никакой определенной цели.
Мы всегда принимали мнение Василия. Что я скажу человеку, у которого мозги одни из лучших в России? Но это уже когда он повзрослел, конечно. Но когда мы что-то говорили ему в детстве, он требовал аргументацию, и если то, что говорили мы, было «шито белыми нитками» – быстро выводил за счет логики «на чистую воду». Приходилось соглашаться. Но если наши предложения были правильными и логичными – безоговорочно их принимал.
Василий не требовал какой-то особой поддержки. На любую олимпиаду он ехал побеждать. Говорил: «А зачем участвовать, если не побеждать?»
В детстве, перед олимпиадой, когда бабушка спрашивала волнуется ли он, Вася отвечал: «А чего волноваться? Я же не знаю какие там будут задания».
Хочет, но на него давит груз старшего брата, который ничего практически не проигрывал. Сейчас младший поедет на математические бои. У них это только начало, у Васи мы поняли только в 4 классе – ребенок одаренный, и нужно делать всё, чтобы помочь ему реализовать себя.
Я окончил школу с золотой медалью, а университет – с красным дипломом. Но я как раз из того разряда, когда в жизни проявляю себя гораздо лучше, чем в олимпиадных условиях. Это смешно, но когда мне было 38 лет, я пришел сдавать экзамен на вождение маломерного судна, моторной лодки, и дома отвечал на 400 из 400 вопросов, а на экзамене умудрился две ошибки сделать на 20 вопросов. Это как раз типичный пример человека, которому олимпиады противопоказаны в принципе.
Мама Васи занималась спортом, она была чемпионкой Пермского края по легкой атлетике. У нее спортивный характер, видимо, он-то Васе и передался.
Да, он, например, дружит с Сашей Артемьевым, который показал в прошлом году лучший результат в теоретическом туре на межнаре по физике. Им есть о чем поговорить. Они увлечены своим предметом, хотят расти, быть учеными. В школе Василий также дружил в основном с ребятами-олимпиадниками – у него был очень сильный класс, почти все ребята участвовали в региональном этапе всероса по разным предметам, были и призеры финала.
Чем бы он ни занимался в жизни, он будет делать это хорошо. Хотелось бы, чтобы нашелся наставник и в вузе, как в школе. Ну, а дальше эти ребята справятся сами.
Никогда никаких кумиров не было. В более старшем возрасте ему был интересен главный герой из книги Ричарда Ф. Фейнмана «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!».
Что бы я хотел еще отметить, Василий умеет ставить цели и к ним идти. После 10 класса он мне сказал: «Папа, а что дальше делать-то? У меня была цель попасть на межнар и стать медалистом межнара, я им стал. Что дальше?» Я ответил: «Да ничего, Вася, жить! Олимпиада – это не конец жизни, это тест на то, что у тебя мозги высшего качества. А как ты устроишься дальше в жизни, найдешь себя – это покажет только будущее».
Сейчас Василий в составе команды МФТИ поедет на всероссийскую олимпиаду студентов по теоретической механике 20 ноября. Олимпиады не заканчиваются в школе!