Михаил Кипнис 13 ноября 2017 |
1. Решайте задания прошлых олимпиад – они помогут почувствовать ваши «слабые места» (скажем, задачи на этимологию). Тренироваться лучше на том, что выходит с трудом, а не на том, что легко дается.
2. Развивайте общую эрудицию. Главным образом, конечно, лингвистическую (не ограниченную только русским языком), но полезными могут оказаться фоновые знания по истории, географии, культуре. Ключевыми для решения они вряд ли станут, но – особенно в работе с древнерусским текстом – могут очень сильно помочь.
3. Листайте разные словари, обращая внимание на редкие и незнакомые слова. Придумайте, как сделать это занятие интересным (например, хорошая игра – отгадывать слово по толкованию Даля). Знакомство со словарями может пригодиться в самых разных заданиях.
4. Получайте удовольствие от исследовательского наблюдения за языком. Попробуйте сами разобрать что-то в древних текстах или присмотреться к другим славянским языкам. Обращайте внимание на особенности речи разных групп людей (знакомых из других регионов, бабушек и дедушек).
6. Следите за современными исследованиями языка, не пренебрегайте небольшими статьями и лекциями, которые посвящены отдельным явлениям – возможно, при подготовке это и полезнее, и приятнее огромных книг.
7. Большое внимание стоит уделить фразеологии. Старайтесь узнать и запомнить как можно больше пословиц и поговорок; не переставайте пополнять и повторять этот запас знаний.
8. Если вы очень боитесь заданий на этимологию, ищите и запоминайте важнейшие этимологические гнезда, а также ключевые чередования звуков. Любые языковые факты особенно хорошо усваиваются, если не зубрить их, а пытаться вывести самому.
9. Учитесь спокойно работать в условиях ограниченного времени. У каждого своя стратегия: кто-то начинает с самых сложных и трудоемких задач, кто-то с тех, которые можно выполнить быстрее всего. Очень сильно экономит время грамотная работа с черновиком: в нем стоит набрасывать идеи, а не писать полное решение каждой задачи.
10. Не стесняйтесь угадывать ответ: языковая интуиция не менее полезна, чем точное знание. Даже прочитанная гора учебников не гарантирует вам решения олимпиадных задач. В идеальном задании от вас требуется действие ученого – сформулировать гипотезу, которая описывала бы весь имеющийся материал. Всегда пишите все, что можете сказать, даже если это больше, чем спрашивают. Любые содержательные наблюдения могут быть оценены.