Наталья Иванова-Гладильщикова 12 октября 2017 |
Учитель географии знаменитого лицея «Вторая школа» Леонид Перлов рассказал, что в их школе олимпиады – часть учебного процесса. «На муниципальном и региональном уровнях Всероссийской олимпиады дети участвуют сотнями (математика, физика) и десятками (по всем остальным дисциплинам). В 10 и 11 классах участники финала неделями и месяцами пропадают на сборах. Есть у математиков и кружки по решению олимпиадных задач (и у физиков, по-моему, тоже)».
По словам учителя литературы лицея «Красносельский» Евгении Абелюк, раньше она не посылала детей на олимпиады, жалела их. Предпочитала им научно-практические конференции, для которых дети писали работы исследовательского характера. «Мне казалось, что это может лучше проявить ребенка, тут он работает долго, – рассказала Евгения Абелюк. – Но когда я стала серьезно заниматься Всероссийской олимпиадой по литературе (Е. А. – член жюри, прим. ред.), то увидела, что уровень заданий, которые там теперь предлагаются, очень высокий и многое проявляет. И теперь я рекомендую своим ученикам туда ездить».
Но далеко не везде всё так прекрасно. Во-первых, существует несколько очень сильных столичных школ, которые не делают ставку на олимпиады. И, наоборот, есть школы, которые всегда отправляют туда детей. Но… только отличников. Поговорила с мамой двух мальчиков, которые учатся в хорошем лицее в Северном округе столицы. Оба они – отличники и их портфолио переполнено победами в олимпиадах. Семиклассник Матвей участвует в них в добровольно-принудительном режиме. Его просто ставят перед фактом: завтра идешь на олимпиаду по истории. А через две недели – по литературе. Бывает и так: чуть ли не накануне приходит sms: завтра встречаемся у метро с учительницей и едем на олимпиаду. И так – по всем предметам. Речь идет об этапах всеросса.
Информация об олимпиадах спускается в учебные заведения с уровня департамента и во многих школах учитель-предметник сам выбирает детей, которых он хочет взять на интеллектуальное соревнование. Олимпиады очень интенсивно идут в первую-вторую учебные четверти. Ребенок не учится, а только перемещается с одной на другую. Это очень тяжело («Матвей даже плакал от усталости»).
В младших классах учителя сами регистрируют ребенка на олимпиады, а уже начиная с 7-го класса – дают на них ссылку и предлагают действовать самостоятельно.
По словам мамы мальчиков, во всех других олимпиадах (кроме всеросса и московской) дети принимают участие только тогда, когда в этом заинтересованы родители (если речь идет о средних классах) или сами дети-старшеклассники.
Активные родители следят за новостями на портале госуслуг Москвы. Туда они должны заглядывать хотя бы потому, что там находится электронный дневник их ребенка. «Я подписана на их новости и мне приходят оповещения об олимпиадах», – рассказала мать мальчиков. Но, как призналась она же, «у Матвея в классе 24 человека. Так вот, 12 родителей не интересуются ни электронным дневником, ни, тем более, новостями об олимпиадах. И сами дети решают, нужна им олимпиада или нет». Легко догадаться, что среднестатистический семиклассник лучше пойдет в футбол погоняет, чем добровольно потратит время на мероприятие, связанное с учебой. Матвея вылавливали в коридорах и принудительно вели на олимпиаду. Потому что он – отличник.
Учителя нуждаются в победителях и призерах олимпиад (от этого зависит их зарплата), а школа заинтересована в них потому, что это влияет на ее рейтинг. Как сказала мать мальчиков, «на все олимпиады ходят одни и те же отличники. Все остальные остаются за бортом. Хотя многие, пойдя на олимпиаду, могли бы заинтересоваться тем или иным предметом благодаря необычным, творческим заданиям».
В ее гимназии в олимпиадах участвуют отнюдь не только отличники. Дело в том, что в этой школе детей начиная с 5-го класса стараются увлечь разными предметами. «У нас, например, работает Школа юного филолога. Я лично ей руковожу. Мы приглашаем к себе преподавателей из Педагогического университета и МГУ: 4 часа в неделю русского и 4 литературы. Мы объявляем набор: всех приглашаем. И готовим ребят, начиная с 5-го класса».
На мой вопрос, как Школа юного филолога связана с олимпиадами, Елена Иванова объяснила: «На занятиях мы выполняем задания прошлых олимпиад. Даем углубленную литературу, русский, даже старославянский. А есть олимпиады, которые чрезвычайно подходят детям младшего возраста: это развивающие соревнования, где предлагаются не узконаправленные вопросы, а задания на сообразительность. И еще: предпрофильную подготовку мы тоже начинаем рано – с 5-го класса. Чтобы дети с 5 по 9 класс могли себя попробовать в разных дисциплинах, и в 10-11 классах уже осознанно выбрать свой профиль».
Но это всё Москва. Совсем другая ситуация в Московской области. Удалось пообщаться с ребятами, которые учатся в подмосковных школах. Дети из школы-девятилетки, которая находится в Сергиево-Посадском районе, рассказали, что учителя всегда приглашают их участвовать в олимпиадах. Всех – независимо от успеваемости. Правда, объяснить, что это за олимпиады, они не смогли. По их словам, это соревнования по разным школьным предметам. В основном все участвуют только в школьном этапе. Удивило то, что они сдают учителям деньги: от 30 до 60 рублей.
Семиклассник Станислав из Мишутинской средней общеобразовательной школы (это поселок в Сергиево-Посадском районе), сказал, что учителя предупреждают их об олимпиаде недели за две, чтобы можно было как-то подготовиться. Всем участникам потом дарят шоколадки, а тем, кто занял в школе 1-2-3 места – дают дипломы. Станислав участвовал в олимпиадах по многим предметам, и проходил на муниципальный этап.
Соня Сабадаш, закончившая 8-й класс в школе №10 с углубленным изучением отдельных предметов в подмосковном городе Щелково, учится в социально-экономическом классе. Это усиленные английский (4 часа) и обществознание (3 часа в неделю). Она рассказала, что учителя за три-четыре недели предупреждают школьников об олимпиадах и начинают на дополнительных занятиях готовить к ним детей. «Я писала олимпиаду по истории 16-17 века и мне дали три книжки: с тестами, историческими документами и книгу, где были карты и портреты исторических деятелей (потому что в олимпиаде бывают задания, где надо узнать, кто изображен, а на картах подписать города, участников)».
Речь идет о школьном этапе Всероссийской олимпиады. На него учителя зовут всех желающих. И олимпиады по разным предметам пишут практически все. «В школьном этапе я завоевала первое место, меня послали на район. Там я заняла 6 место, и на область уже не попала». Одна девочка из этой школы стала финалисткой всеросса по географии, и ее отправили бесплатно в Артек.
На мой вопрос, рассказывают ли им учителя еще о каких-то олимпиадах, Соня сказала, что это несколько платных олимпиад, для участия в которых собирают по 30 рублей.
Восьмиклассники еще не думают о выгоде олимпиад, о льготах, которые они дают при поступлении в вуз. Они участвуют в них для того, чтобы у них было хорошее портфолио. Ведь в сильных школах – конкурс в 9-й класс. «Если не хватает баллов в аттестате, смотрят портфолио, – сказала Соня. – И тот, кто участвовал в олимпиадах (даже если не занял никакого места), получает бонус. И учителям это тоже нужно».
К каким выводам мы пришли? Во-первых, в вопросе информирования детей об олимпиадах, существует большая разница между сильными школами и просто школами. Независимо от того, находятся они в мегаполисе или в маленьком поселке. Известные школы рассказывают детям о разных олимпиадах (в том числе вузовских), а обычные учебные заведения – в основном лишь об этапах Всероссийской олимпиады. Именно эти соревнования больше всего влияют на зарплаты учителей и на рейтинг школы. И получается, что участие ребят в олимпиадах (а в идеале – победы) являются для школы формальным показателем успеха, а не способом пробудить у многих детей интерес к наукам. Просто потому, что задания на олимпиадах – не скучные, а творческие. Но для того, чтобы это понять, сначала нужно попробовать, причем, чем раньше, тем лучше.
Во-вторых, может быть, стоит изменить критерии попадания школы в рейтинг лучших: учитывать не только количество победителей и призеров олимпиад (понятно, что это обычно одни и те же дети), но и динамику «втягивания» в олимпиадное движение более широкого круга школьников.
И, в-третьих, все-таки стоит еще лучше информировать детей о самых разных олимпиадах. Вывешивать в школах списки, где будет перечень таких соревнований и сроки их проведения.