Наталья Иванова-Гладильщикова 31 июля 2017 |
Это чрезвычайно интересное научное мероприятие, в котором участвуют 60–70 детей и взрослые – ученые и студенты факультета гуманитарных наук ВШЭ, института лингвистики РГГУ, филфака и мехмата МГУ. В течение 10-12 дней они вместе отдыхают и учатся.
Распорядок дня очень насыщенный: утром — две общие лекции, посвященные лингвистике и смежным наукам (литературоведению или математике). Обычно туда приходят не только школьники и студенты¸ но и коллеги-преподаватели. Ведь часто ученые рассказывают о своих новых работах. Высший пилотаж в том, чтобы изложить сложное — понятным языком. Здесь проходят лекции и семинары как самых выдающихся современных лингвистов, так и их молодых талантливых коллег. В этом году в Вороново приезжал академик Андрей Анатольевич Зализняк (лауреат Государственной премии РФ) с лекцией «Живые механизмы современного русского ударения». Видеозапись лекции можно найти на Общероссийском математическом портале. Другой лауреат госпремии, математик Николай Андреев прочитал лекцию о «Математике и музыке». Лауреат премии «Просветитель», Максим Кронгауз рассказывал о «Проблеме пола у животных и экономии в языке», а профессор филфака МГУ Елена Галинская — об «Истории русских числительных». А еще была лекция Марии Коношенко, посвященная устройству тональных языков, семинары Елены Муравенко — о «следах древнего состояния в современном русском языке». В общем-то хочется перечислить всё. Ведь в Вороново из лекции Александра Пиперски можно было узнать о «математических моделях языковой вариативности», а из доклада Даниила Скоринкина — о том, как «робот читает «Войну и мир»: введение в цифровое литературоведение». Т. Н. Котова поведала, «чем общение у людей отличается от общения у животных и как это помогает ребенку учиться говорить». Интересно, что в программе школы последних лет чуть ли не в большинстве оказываются лекции по компьютерной лингвистике. Может быть, потому, что сегодня это одно из самых перспективных направлений.
После лекций, до обеда — свободное время, а потом — 3-4 семинара. Обязательным считается посещение минимум двух, но почти все участники летней школы ходят на все. На одну тему — три занятия по 50 минут. И еще есть практикум по решению лингвистических задач.
Ну а вечером, после ужина — развлечения. Интеллектуальные, разумеется. Это языковые, литературные игры и конкурсы: лингвистическая олимпиада, «Что? Где? Когда?», игра «Литературный маскарад», «Интеллектуальный фейерверк», чемпионат по игре в «Шляпу». В один из вечеров показывали фильм о жестовых языках, а ещё был книжный вечер: участники делились впечатлениями о любимых лингвистических книгах.
Как рассказал нам директор летней школы, кандидат филологических наук, доцент учебно-научного центра компьютерной лингвистики Института лингвистики РГГУ, научный сотрудник школы филологии НИУ ВШЭ Александр Пиперски, отбор в эту школу происходит через Интернет. Ребята подают заявки, в которых рассказывают о своих достижениях, объясняют, почему хотят сюда приехать, пишут, какие книги по лингвистике читали и какие хотят прочитать; решают одну задачу (простенькую — но всё-таки какой-то порог входа должен быть). Конкурс в этом году был два с половиной человека на место. Стоит путевка 25 тысяч рублей. Но Фонд «Эволюция» дает стипендию 12 школьникам, наиболее ярко заявившим о себе.
Поначалу в летнюю школу попадали в основном москвичи, — победители Московской олимпиады школьников и участники лингвистического кружка при факультете лингвистики РГГУ. Его вела Елена Муравенко, а теперь – молодые, но уже маститые лингвисты Александр Пиперски, Борис Иомдин, Антон Сомин и Петр Аркадьев. Именно они активно работают и в летней школе, подхватив дело, начатое Максимом Кронгаузом и Еленой Муравенко. Изначально путевки для москвичей были бесплатными (поэтому столичных школьников было большинство), а теперь, увы, нет. С другой стороны, хорошо, что теперь сюда приезжают ребята из разных концов страны. А в этом году даже иностранцы: один человек из США, один – из французского Лиона. Много детей из московской 57-й школы, из 179-й, из череповецкого лицея «Амтэк», был мальчик из города Северска.
Уже третий год на летней школе проводится ежедневный семинар по решению лингвистических задач. Что это такое? Как рассказала Елена Муравенко, задача — на иностранном языке, но для того, чтобы ее решить, совсем необязательно его знать. Все выводится из самого условия, надо только уметь размышлять. Например: даются несколько фраз на японском языке с переводом на русский. А цель заключается в том, чтобы перевести другие фразы с японского на русский и с русского на японский. Как? «Просто» надо понять, как устроено предложение в этом языке. Ведь по словам переводить нельзя: они могут повторяться в других падежах или вообще, это немножко другие слова. Допустим, в условии было слово «девочка», а в варианте, предложенном для решения, есть слово «мальчик». В результате анализа оказывается, что в основе лежит слово «ребенок», а с помощью суффикса получается либо ребенок мужского пола, либо женского. Есть задачи на японском языке, есть — на арабском, есть на графику, на историю письма, на историю русского языка.
На вопрос, есть ли связь между лингвистическими способностями и математическими, Елена Муравенко сказала: «Математические способности помогают существенно продвинуться в решении задач. Но у математиков может не быть лингвистической интуиции». Елена Муравенко рассказала, как «в первый день, для того, чтобы создать команду, в летней школе проводили игру: раздали бумажки, на каждой из которых были изображены цифры из какого-то языка. Мне досталась семерка, выраженная китайским иероглифом. Я когда-то изучала японский, а там те же иероглифы, и поэтому быстро все определила. Но подумала: а как же дети? Но зря я волновалась: они очень быстро все сообразили. Я поразилась, что школьники разобрались в этих знаках и определили их значения».
Один день был посвящен «Фестивалю языков». Ребята рассказывали о 16 языках, среди которых были, например, иероглифы майя, русский жестовый, японский, горномарийский. О южноселькупском говорил бесспорно выдающийся мальчик Гриша Коротких, закончивший 10 класс в городе Северске Томской области. Он является исследователем языка, носителей которого осталось 20–30 человек на планете.
А еще в этот день ребята рассказывали о четырех придуманных языках, представляющих все типы искусственных языков: эсперанто, токипона, клингонский, ложбан. Эсперанто создан для межнационального общения, токипона — философский язык, ложбан — язык логический, а клингонский — это язык воинственной расы, разработанный лингвистом Марком Окрандом по заказу Paramount Studios для вымышленной вселенной сериала «Звёздный путь» (Стартрек). В отличие от многих языков, созданных для кинематографа, клингонский имеет детально разработанную грамматику, синтаксис и словарь. Вот так!