Анна Титова 9 ноября 2015 |
Обновлено 14.11.2015
Проект Приказа «О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников» вызвал широкий резонанс, и по результатам общественного обсуждения руководство Министерства образования и науки РФ приняло решение обратиться к Общественному совету. На заседании 10 ноября члены Общественного совета рассмотрели предложенные изменения. В результате дискуссии принято решение изменить поправки в Порядок проведения олимпиады. Присутствовавшие на заседании Министр образования и науки Российской Федерации Д. В. Ливанов, заместитель министра Н. В. Третьяк и директор Департамента государственной политики в сфере общего образования А. В. Зырянова одобрили новые поправки.
В середине октября Министерство образования и науки РФ предложило внести поправки в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников. Проект Приказа «О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252» опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
В частности, данный Приказ предусматривает внесение поправок в пункты 64, 66 Порядка проведения. То есть, в случае внесения поправок, Министерство будет устанавливать проходные баллы на заключительный этап для каждого региона отдельно. Данный проект вызвал широкое обсуждение и неоднозначную реакцию в обществе.
Мы попросили прокомментировать предложенные изменения экспертов: Н. Х. Агаханова – председателя ЦПМК всероссийской олимпиады школьников по математике, руководителя сборной России на международной олимпиаде по математике; С. Е. Рукшина – заслуженного учителя РФ, лауреата премии «Лучшему наставнику юных математиков СССР», члена Общественного Совета Минобрнауки РФ, профессора РГПУ им. Герцена, руководителя Математического Центра президентского ФМЛ № 239, учителя Филдсовских лауреатов Г. Перельмана и С. Смирнова и обладателей более 90 медалей международных олимпиад; И. С. Рубанова – основателя Кировского ЦДООШ и Кировской ЛМШ, заслуженного учителя РФ, организатора математических соревнований; Д. К. Мамия – декана факультета математики и компьютерных наук Адыгейского госуниверситета, директора РЕМШ при АГУ, члена жюри всероссийской олимпиады школьников по математике; Е. А. Бунимовича – заслуженного учителя РФ, Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве.
Разбираться в хитросплетениях олимпиады и тонкостях нормативной базы нам помогал призер всероссийской олимпиады школьников по праву в 2012 году Сергей Литинский, который сейчас активно работает со школьниками и готовит их к олимпиадам по праву.
Сергей, какие последствия повлекут за собой предложенные изменения в Порядок проведения всероссийской олимпиады, если их все-таки внесут?
Сергей Литинский: В принципе, тот проект поправок к Порядку проведения всероссийской олимпиады школьников, который Министерство образования и науки хочет внести, является нарушением основополагающих принципов, которые закреплены в нашей Конституции. Одна из целей всероссийской олимпиады школьников – это поиск талантливых детей и развитие их навыков. Если же мы будем отбирать на олимпиаду не за счет качества, а за счет количества, то постепенно спустимся на уровень развивающихся стран, что в принципе недопустимо, на мой взгляд.
Комментарий эксперта. Назар Агаханов: Новые правила, с одной стороны, могут устанавливать некую всеобщую справедливость. Доминирование по представительству одного региона на заключительном этапе может быть устранено просто поднятием для этого региона планки прохода на финал. Равно как пониженная граница дает возможность любому региону иметь хотя бы одного своего участника. Если бы все было так просто, то я лично поддерживал бы эту идею. Но, с другой стороны, реализация этого положения вообще не представляется возможной. Как только оно будет утверждено, то сразу же будет вал жалоб о том, что не должно быть преимущества ни у кого или ущемления прав в зависимости от места проживания. Поэтому как Министерство планирует реализовывать эту идею, я не представляю.
Когда мы перешли на общероссийский рейтинг, то качество заключительного этапа олимпиады повысилось, стало больше детей из регионов, где ведется работа, где их поднимают до уровня выступления на финале. В то же время на финал перестали приезжать очень слабые школьники.
Может быть, с точки зрения государства правильно, чтобы регионы имели равные права. Но есть регионы с очень большой численностью населения, а есть крохотные, и гарантированно предоставлять им право направлять равное количество участников – это тоже не выход.
Может быть правильно было бы проводить финал в два этапа. Если ввести какую-то квоту именно для округов, то может это будет справедливее. Но давать сходу те предложения, которые бы уже точно решали проблему, я не готов. В том, что предлагается, может быть, есть что-то разумное, но тогда надо четко прописать механизм реализации предлагаемых изменений.
Вы сказали, что предложенные изменения «нарушают основополагающие принципы, которые закреплены в нашей Конституции», поясните, что именно нарушено?
С. Л.: Глава первая Конституции – это «Основы конституционного строя» говорит, что субъекты РФ у нас равны. Вторая глава – это «Права и свободы человека и гражданина» говорит, что каждый человек имеет равные права, независимо от пола, национальности, языка, места жительства и т.д.
А здесь мы видим дискриминацию по территориальному признаку: при одинаковых заданиях дети из разных регионов будут получать разные проходные баллы.
Вместо того, чтобы развивать образование в субъектах РФ Министерство пытается «вытянуть» школьников из регионов, но от этого деградирует сама идея олимпиады – поиск талантливых школьников. Такое ощущение, что Министерство образования и науки пытается угождать всем и при этом получится, что оно не угодит никому, а только посягнет на основы конституционного строя РФ.
Комментарий эксперта. Сергей Рукшин: Стремление Министерства установить для разных регионов различные критерии допуска на финал всероссийской олимпиады станет откровенным признанием того, что в России нет единого образовательного пространства и того, что не каждый ребенок в зависимости от места проживания может найти достойное применение своим возможностям и способностям.
Иначе зачем же нарушать спортивные принципы отбора достойных участников на заключительный этап? Ведь у нас есть отборочные туры олимпиады: школьный, муниципальный, районный, региональный - там каждый ребенок может себя проявить и стать победителем или призером очередного этапа, а, стало быть, и участником следующего.... Эти начальные этапы специально предназначены для широчайшего охвата мотивированных и одаренных детей в регионах, именно на этих этапах их надо искать, заинтересовывать и создавать им условия для дополнительных занятий в соответствии с их способностями и потребностями в углубленных занятиях. Цель же финала всероссийской олимпиады – это установить лучших, отобрать команду страны на Международную олимпиаду, и никакие льготы тут недопустимы. Посмотрел бы я на реакцию оргкомитета зимней олимпиады, если бы им предложили без квалификационных соревнований допустить на хоккейный турнир олимпиады команду страны, где нет холодной зимы, льда и крытых катков, под предлогом того, что она никогда не участвовала в зимней олимпиаде....
Такие льготы не только лишают заслуженного права на участие в финале достойных учащихся, которые выполнили общероссийский квалификационный норматив (ибо количество мест и финансирование ограничено!), но и унижают регионы, для которых предлагается установить более низкий порог. Гораздо лучше и эффективнее было бы развитие работы с регионами, создание сети Президентских Лицеев и Центров дополнительного образования для одаренных детей в субъектах федерации и федеральных округах. А попытки заретушировать отсутствие такой работы созданием «липовых» победителей в регионах, где такой работы нет, лишь загоняют проблему вглубь и способствуют дальнейшему расслоению образовательного пространства страны.
А слабые регионы могут подумать, что они и не должны работать со школьниками – и так всё хорошо. Это еще и очень сильный удар по самолюбию ребенка. Его унижают, предоставляя льготы для «второсортных», да и шансов на успешное выступление в финале у него нет. Это решение не создаст мотивации для дальнейших занятий самих школьников и работе с ними в слабых регионах. К тому же, победа на региональном или финальном туре олимпиады – это способ поступить в вуз, получить 100 баллов за ЕГЭ. Предлагаемые меры могут породить коррупцию в самом честном месте – в олимпиадах.
Вступление в силу поправок значительно снизит престиж всероссийской олимпиады школьников, так как значительная часть участников заключительного тура будет отобрана из числа соискателей, имеющих недостаточный уровень знаний и достижений; в перспективе это отрицательно скажется на качественных результатах участия сборных команд России в международных олимпиадах школьников. Мы и так в этом году заняли, кажется, двадцатое место в медальном зачете на Международной олимпиаде по математике. И сужать выбор команды, заменяя часть достойных участников финала на заведомых аутсайдеров по «географическому» принципу - это опасно.
Я уж не говорю о том, что возможность установления различных критериев допуска является, по сути, дискриминацией ребенка по признаку места его проживания и прямо противоречит Конституции РФ.
Получается, что для регионов эти изменения – шанс попасть на олимпиаду, и регионам это выгодно?
С. Л.: Не выгодно. Даже если снизить проходной балл, система подготовки от этого не изменится. У детей как не было знаний, так и не будет, ведь дополнительные возможности для них не предоставляются.
В Москве, благодаря усилиям Правительства города Москвы, благодаря поддержке руководителя Департамента образования существует целая система подготовки к всероссийской олимпиаде школьников, международным олимпиадам. Но ничто не мешает и другим субъектам заниматься подготовкой. Например, есть замечательный мордовский интернат, где готовят талантливых школьников. Существуют подобные заведения в Санкт-Петербурге, Казани, в Кирове одна из сильнейших школ страны – это экономико-правовой лицей.
Саранский «Республиканский лицей для одарённых детей» был создан в 2010 году и всего за несколько лет вошел в число лучших школ России. В этом году лицей стал третьим в ТОП 500 лучших школ России-2015. С момента основания в лицее подготовили: 16 победителей и 65 призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников; 19 золотых, 29 серебряных и 20 бронзовых медалистов Международных предметных олимпиад и турниров (IZhO-2013-2014-2015, IYNT-2013, Tuymaada-2013-2014-2015, IEPhO-2013-2014, RMPh-2014); 9 золотых, 2 серебряных и 1 бронзовый медалисты Международных предметных олимпиад школьников (IAO-2013, IJSO-2013, IOAA-2013, IOAA-2014, IOAA-2015, IAO-2014, APhO-2015, IPhO-2015). – Прим. ред.
Комментарий эксперта. Евгений Абрамович Бунимович: Ко мне на прием пришла группа из 15 ребят, которые подняли вопрос о проблеме внесения изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников. Получается, что олимпиада из индивидуального состязания превращается в странную конкуренцию регионов, причем по неточным правилам. То есть, в зависимости от того, в каком субъекте ребенок выступает на олимпиаде, за одни и те же решения он может пройти или не пройти на всероссийскую олимпиаду.
Я думаю, что дифференцированные проходные баллы при выполнении одинаковых заданий – это неправильный подход. Он не только формально противоречит Конвенции о правах ребенка, где речь идет о равенстве, и соответствующим статьям закона об образовании, но и по сути.
Одно дело, когда у нас какая-то социальная акция, тогда, естественно, тех, кто послабее мы поддерживаем всеми силами. Но другое дело, когда все-таки идет конкурс реальных результатов и реальных талантов. Здесь, мне кажется, никакие специальные «подпорки» и юридически неправильны, и морально неточны. Это ограничение возможностей талантливой молодежи.
Одновременно снижается престиж самой олимпиады, поскольку смысл становится гораздо более туманным. Конкурс кто толковее, кто сообразительнее, кто талантливее, кто оригинальнее мыслит переходит в какое-то совершенно другое соревнование, смысл которого противоречит духу и смыслу олимпиадного движения вообще. Я уже не говорю о том, что в такой ситуации судят не «по голове» и талантам, а по другим признакам. Да и наши международные результаты наверняка от этого не улучшатся, мягко говоря.
У нас нет, к сожалению, единого уровня образования во всех регионах. Это так. И Министерство образования должно было бы развивать субъекты. Есть регионы, которые уже открыли центры для одаренных детей, которые работают. Вот этим надо заниматься. Надо выравнивать возможности, вытаскивать толковых ребят и работать с ними, в каком бы регионе они не учились, а не давать им какие-то коэффициенты и послабления.
Это то, что сподвигло меня обратиться с письмом к Министру образования Д. В. Ливанову и к руководителю Рособрнадзора С. С. Кравцову. Посмотрим, насколько они отреагируют на мои обращения. Надеюсь, что отреагируют.
Сергей, а что же делать детям из тех субъектов, где нет никакой дополнительной подготовки?
С. Л.: Готовиться самостоятельно. Например, чтобы выиграть олимпиаду по праву нужно иметь хорошую память, много трудиться. Если ребенок сам этого не хочет, никакой, даже самый лучший преподаватель его не заставит.
Я, например, сам из Орла, и меня никто не готовил к олимпиаде. У нас абсолютно не было никаких курсов подготовки. Два раза в неделю я ездил из Орла в Москву ночными поездами на факультет довузовской подготовки НИУ ВШЭ. Приезжал в 6 утра, до 5 вечера гулял по Москве, в 5 вечера шел на ФДП и там занимался. Это действительно моя история, и я не жалею об этом.
Безусловно, роль преподавателя важна, но ребенок должен сам хотеть. Конечно, нужно, чтобы его поддерживали родители, чтобы школа помогала.
Комментарий эксперта. Дауд Мамий: Всероссийская олимпиада должна решать не только задачу определения лучших учащихся по данному предмету, но также и содействовать выявлению талантливых детей во всех регионах России. Новые поправки – это попытка ввести инструментарий, который бы этому способствовал.
Механизм определения участников заключительного этапа, заложенный в действующем Порядке проведения всероссийской олимпиады, был введен в 2010 году после ликвидации окружного этапа. Одним из основных официальных аргументов был следующий: все регионы страны должны получить право на участие в заключительном этапе. В итоге, по истечении пяти лет, в заключительный этап по отдельным предметам не проходят по 30-40 регионов. Значит, исходная задача оказалась нерешенной. То есть, действующий Порядок проведения всероссийской олимпиады не решил задачу, ради которой он претерпел столь радикальные изменения. Ясно, что и заложенная в проекте система далеко неидеальна. На тех, кому будет поручено устанавливать проходные баллы, ляжет колоссальный груз ответственности. И при этом ясно, что всегда будут регионы, недовольные своим проходным баллом.
Следует заметить, что действующая система тоже не вполне справляется с задачей выделения лучших учащихся. В разных регионах разное качество организации проведения регионального этапа, а в некоторых регионах сильно отличается и качество проверки работ. Так что итоговый рейтинг, выстраиваемый после регионального этапа, тоже порой дает не вполне объективную картину.
При этом нужно понимать, что в любых видах состязаний, будь то творческие конкурсы, спортивные соревнования или олимпиады, всегда были, есть и будут ограничения на представительство отдельных регионов. Такова природа состязаний.
Я считаю и говорю об этом все последние пять лет, нужно признать, что единственным механизмом, который позволял наиболее эффективно решать разные проблемы, связанные с определением состава участников заключительного этапа, был окружной этап. Нужно это признать и вернуть окружной этап, хотя бы для тех предметов, по которым проводится международная олимпиада.
Сергей, на сайте Change.org собирают подписи под петицией против принятия поправок. Её подписали около тысячи человек. Как Вы думаете, это может как-то повлиять на окончательное решение о судьбе изменений?
С. Л.: Количество подписавшихся показывает, насколько эта проблема остра. Если тысяча школьников со всей страны подписали ее, значит это злободневная проблема, и они не готовы мириться с произволом чиновников. Дети и их родители готовы защищать свои права всеми доступными, подчеркну, законными методами.
Московские школьники пошли дальше и подали порядка 150 жалоб в различные инстанции. Ребята на практике поняли, как защищать свои права, как общаться с госорганами и на практике применили федеральные законы, например, об Уполномоченном по правам человека, о прокуратуре, о правительстве и т.п. Можно сказать, что для многих из этих ребят борьба за выход в финал заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников началась уже сейчас. Просто появился еще один «дополнительный» тур.
Комментарий эксперта. Игорь Рубанов: К поправке, позволяющей устанавливать разные проходные баллы для разных регионов, я отношусь однозначно негативно.
Это, прежде всего, несправедливо: отбор на заключительный этап должен проводиться исключительно на основании личных успехов участника, без дискриминации по другим параметрам, в том числе по месту жительства. Кроме того, принятие указанной поправки может спровоцировать ряд негативных явлений, например, «олимпиадный туризм», когда школьник будет на время уезжать в регион, где пройти на финал Всероса легче. Это, в свою очередь, может повлечь направленное на борьбу с этим «туризмом» ужесточение регламента олимпиад, которое создаст дополнительные проблемы для добросовестных организаторов олимпиады на местах и т.д. Лучше такие вещи не провоцировать.
А регионам, которые не попадают на всероссийскую олимпиаду, надо совершенствовать работу с детьми, а не возвращать в Порядок проведения олимпиады дискриминацию по месту жительства. Почему ребенок, который живет, например, в Москве, должен иметь меньше шансов?
Чтобы сделать эффективнее отбор на финал всероссийской олимпиады, есть, на мой взгляд, единственный разумный путь: нужен промежуточный этап между региональным и заключительным. И нужно честное и открытое общественное обсуждение с аргументами с обеих сторон.
Хуже всего то, что те, кто это все придумывают, никогда не мотивируют своих действий. Как можно полемизировать, если на обсуждение выставляют готовый результат и абсолютно не приводят аргументы. Нужна площадка для диалога. Чтобы провести плодотворное обсуждение, надо, чтобы для начала инициаторы поправок мотивировали их необходимость. Но боюсь, что люди из Министерства, которые это делают, просто не готовы к равноправному диалогу.
Маркс писал: «Всеобщий дух бюрократии есть тайна, таинство». 200 лет почти прошло, а высказывание актуально. И этот разговор далеко выходит за рамки обсуждения конкретных поправок, потому что невозможно вести диалог с властью сейчас в нашей стране. Профессионалов не слушают, вот в этом и проблема.
Перенос на федеральный уровень финансирования составления вариантов всех этапов, включая школьный, на первый взгляд привлекателен. Но логистика его осуществления безумно сложна, и не уйдёт ли на неё львиная доля выделенных средств. Да и сумеет ли оператор эту логистику нормально выстроить? А самая серьёзная проблема в том, что многие муниципальные и региональные власти, увидев, что всё финансирование разработки заданий пойдет с федерального уровня, с радостью прекратят собственное финансирование, которое сейчас худо-бедно, но происходит. А федеральные деньги когда ещё дойдут... Я бы тут сначала поставил эксперимент ограниченных масштабов, а уж при удаче распространил бы шире.
Изменения, которые вносятся в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252:
9. В абзаце втором пункта 64 после слов «установленное Минобрнауки России» дополнить словами «по каждому субъекту Российской Федерации;».
10. В абзаце пятом пункта 66 после слов «заключительном этапе олимпиады» дополнить словами «, по каждому субъекту Российской Федерации». (в начало)
Текст нынешней версии Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников | Текст Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников с учетом предложенных изменений |
«64. На заключительном этапе олимпиады по каждому общеобразовательному предмету принимают индивидуальное участие: участники регионального этапа олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в заключительном этапе олимпиады количество баллов, установленное Минобрнауки России;». |
«64. На заключительном этапе олимпиады по каждому общеобразовательному предмету принимают индивидуальное участие: участники регионального этапа олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в заключительном этапе олимпиады количество баллов, установленное Минобрнауки России по каждому субъекту Российской Федерации;» |
«66. Минобрнауки России: устанавливает количество баллов по каждому общеобразовательному предмету и классу, необходимое для участия в заключительном этапе олимпиады;». |
«66. Минобрнауки России: устанавливает количество баллов по каждому общеобразовательному предмету и классу, необходимое для участия в заключительном этапе олимпиады, по каждому субъекту Российской Федерации». |
Анна Титова