Максим Гончаров 25 марта 2015 |
Московская олимпиада школьников по технологии в номинации «робототехника» состоялась 21 марта 2015 года. Подобное соревнование проводится уже в третий раз и, если в первых двух мероприятиях участвовало от 14 до 100 школьников, то в этом году только на практический конкурс зарегистрировались 140 человек. Стоит отметить, что место проведения олимпиады было выбрано подходящее - инженерный лицей «Интеллект». На каждом этаже здесь представлена выставка научных экспонатов. Родители и учителя проявляли к ним живой интерес, ожидая школьников.
Следовать заданному маршруту
Отличительной чертой олимпиады является то, что ребята сами выбирают, в какой форме участвовать: в практической или теоретической. Остановимся подробнее на творческом практическом варианте. После регистрации, дети направились в большой зал, где они, кстати, впервые ознакомились с заданиями - увидели поле, по которому должен проехать робот. Затем у школьников было два часа на сборку и программирование роботов. Дети с энтузиазмом включились в работу. Всем хотелось побыстрее справиться со сборкой и попробовать проехать дистанцию. Делать это можно было неограниченное число раз до официального начала первой попытки. Хотя задание на первый взгляд кажется легким, но главное здесь не просто доехать до финиша, а сделать это по максимально сложному маршруту. Например, если робот на перекрестке проехал прямо, то он получает 2 балла, а если повернул направо – 4. Конечно, не всем участникам удалось добраться до финиша и получить дополнительные 5 баллов за остановку в определенном квадрате, но никто не унывал, ведь впереди еще было полчаса на отладку робота и вторая, заключительная попытка. Чтобы дети находились в равных условиях, те, кто завершил первую попытку, ставили своего механического друга на специальный стол в «карантин». Забрать его на доработку можно было только после завершения первой части соревнования.
Подкрепившись, участники снова получили доступ к роботам и пытались улучшить своих питомцев. Тем ребятам, которые набрали высокие баллы в первой попытке, было рано расслабляться, так как по регламенту в зачет идет лучший результат, и аутсайдеры вполне могли вырваться вперед.
Наконец настал кульминационный момент – старт вторых заездов. Кому-то из участников удалось улучшить свои баллы, а кто-то, окончательно запутавшись, не мог скрыть своего разочарования. Удивительно, но утешали ребят их же конкуренты. К концу олимпиады, вообще, показалось, что все друг друга знают, и дети выходили к родителям довольные собой и проведенным временем.
Совместными усилиями мы сделаем этот мир лучше
Защита проектов – вторая форма участия в олимпиаде, которая проходила параллельно с практикой. Школьники заранее подготовили проекты и раскрывали суть своей работы в презентациях, а кто-то даже демонстрировал готовых роботов. Стоит отметить, что во всех проектах школьники затрагивали глобальные и наиболее острые темы современности. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров.
Модель умных очков или робот-поводырь.
Основная цель, которую преследовал автор – помочь людям с ограниченными возможностями зрения лучше ориентироваться на улице. Очки оснащены тремя датчиками и выполняют две программы. Первая - когда человек надевает очки на себя, и они реагируют на приближающиеся предметы и различные цвета, оповещая владельца голосовой записью. Вторая программа - это собака-поводырь. Очки прикрепляются на специальную движущуюся платформу, и вся эта конструкция предлагает Вам выбрать один из маршрутов следования: в школу или поликлинику. На смоделированном макете улицы робот справился с задачей на отлично и, миновав все препятствия, доставил своего воображаемого хозяина до места назначения.
РЧС - робот чрезвычайных ситуаций.
Это целая команда роботов, которая придёт на помощь людям, попавшим под завал. Во время спасательной операции каждая машина отвечает за свою часть работы. Один может ломать стены, другой распиливает арматуру, чтобы вездеход смог забрать людей и доставить пострадавших к самолету.
Робот-планетарий.
Робот состоит из движущейся основы и самого планетария. Управлять им можно при помощи телефона или включить автономный режим, тогда он будет следовать указанному маршруту самостоятельно. Как говорит автор, реализация этого проекта поможет организовывать учебные занятия в труднодоступных районах страны.
В целом, что касается защиты проектов, то этот вид участия не совсем похож на олимпиадный. Более того, очень сложно проконтролировать реальные знания детей и самостоятельность выполнения проектов. Даже члены жюри отмечали, что чем младше участники, тем больше проглядывается вмешательство руководителя.
Робототехника — это гораздо больше, чем конструктор!
Количество соревнований по робототехнике (преимущественно в Москве) растет каждый год, но число участников почти не меняется. Это связано с тем, что турниры Лего имеют практически одинаковый регламент, поэтому и задания похожи. Участвуешь в одном – знаешь, что тебя ждет на остальных. Может быть стоит наконец выйти за рамки пластмассового конструктора и дать свободу детскому воображению! Если робототехника и дальше будет ассоциироваться только с Лего, то с реальной робототехникой связь будет потеряна!