Наталья Иванова-Гладильщикова 18 марта 2014 |
Каждый год, перед началом весны, в Московском государственном университете проходит Математический праздник. В этом году он был 25-м, юбилейным. Праздник проводится для школьников 6-7-х классов, и главная его цель — заинтересовать ребят математикой. Участие — свободное и бесплатное. С одним из его основателей, директором Московского центра непрерывного математического образования и директором Центра педагогического мастерства, Иваном Ященко, беседует обозреватель «Olimpiada.ru» Наталья Иванова-Гладильщикова
— Математический праздник возник в самом начале «лихих 90-х», когда на вопрос, кем ты хочешь стать, дети (в своей массе) отвечали: торговать в уличном лотке. О том, чтобы стать математиком, почти никто не мечтал. Как возникла эта идея?
Иван Ященко: Мы придумали этот праздник втроем: Дима Ботин, Саша Спивак и я. Мы работали тогда преподавателями математического кружка при МГУ (Малого мехмата). На первом празднике было всего около 200 ребят — в основном из математических кружков. Время было сложное, пограничное — период полного провала интереса к математике. И в кружках, и в олимпиадах участвовало очень мало школьников. И мы придумали этот праздник для того, чтобы возродить интерес к математике.
Но для того чтобы что-то возникло, нужна соответствующая среда. И наш праздник был задуман, как погружение детей в среду людей, любящих математику.
— Количество участников все время росло. Через 25 лет их стало уже три тысячи.
И.Я.: Да. Уже в 2004 году участников было около двух тысяч. Многие приехали из других городов. Кстати, с 1994 года Математический праздник является частью Московской математической олимпиады.
— Кто занимается подготовкой праздника?
И.Я.: Математический праздник проводится силами сотен энтузиастов — студентов и аспирантов мехмата, руководителей кружков, преподавателей вузов, учителей и школьников старших классов ведущих математических школ.
— Зачем сегодня нужен такой праздник, в чем его основная идея?
И.Я.: Цель все та же — прикоснуться к красивой, занимательной математике, почувствовать вкус к ней. Это одна из немногих олимпиад, где задания составляет специальная комиссия, придумывающая совершенно новые, оригинальные задачи (а не слегка переделанные старые). Это многомесячная работа, в которой принимают участие математики из разных городов, и даже стран. Среди постоянных авторов последних лет — замечательный задачный композитор из Швеции Александр Шаповалов, Александр Хачатурян, Инна Раскина… Мы даже проводим специальный семинар, где несколько дней обсуждаем формулировки, чтобы они были красивыми и интересными. Потому что, с одной стороны, нужно придумать задачу, которая будет доступна шести-семикласснику (первые задачи должны быть «по зубам» каждому), а с другой — предложить более сложные (в них можно проявить себя ребенку, который математикой уже заинтересовался). Первые задачи — для первого знакомства, а последние — уже для людей, которые более серьезно занимаются математикой.
И еще: это не олимпиада, на которую школа посылает отличников. Это — способ каждому ребенку, которому самому это интересно (или родители его привели) — попробовать, что такое математика. Ведь, к огромному сожалению, сейчас математику очень многие не любят. Просто потому, что их плохо, неправильно ей учили. Отбили интерес.
— Отбили интерес еще в начальной школе?
И.Я.: Да, еще в начальной школе. В основном это происходит потому, что учителя, вместо того, чтобы учить математике, дрессируют ребят на решение задач по какому-то алгоритму. Имеется очень плохая технология: «делай, как я». Ребенка натаскивают (школьники очень мало думают). Конечно, не должно быть и второй крайности (мол, дети сами себе все откроют): техника (таблица умножения и т.д.) тоже важны. А математический праздник существует для того, чтобы показать: математика — простая, красивая, интересная наука.
— Чем Математический праздник отличается от обычной олимпиады?
И.Я.: Олимпиада является лишь частью праздника. С 10 до 12 часов школьники решают нестандартные задачи. Для этого не требуется никаких знаний, выходящих за рамки школьной программы (иногда они даже мешают). Нужны только воображение и смекалка. В олимпиаде может участвовать любой школьник, если он учится в 6, 7 или более младшем классе. Независимо от места жительства и участия в районной (или какой-то ещё) олимпиаде. Важно, что все мероприятия проходят в один день. Пока участники обедают, слушают лекции (в этом году хотелось бы отметить лекцию блестящего математика Александра Шеня), играют в математические игры и смотрят мультфильмы, мы успеваем проверить работы и отобрать лучшие из них для награждения.
Большая роль в подготовке и проведении Математического праздника принадлежит студентам (многие сами еще недавно участвовали в таком же). Именно благодаря этим людям, с 2009 года в культурную программу включены математические игры: и классические головоломки (например, шахматные задачи или кубик Рубика), и логические игры (типа шарад и «Да-неток»), кроме того для каждого Праздника специально готовится несколько задач-головоломок с математическими идеями (непериодических паркетов, равносоставленности и др.), геометрические шутки и т.д.
В итоге оказывается, что в математику можно играть. Ребята играют друг с другом, со старшими… В проведении матпраздника задействовано более двухсот студентов и аспирантов МГУ и других ведущих вузов Москвы. При этом все условия переведены, например, на французский язык, потому что у нас участвует Лицей при французском посольстве в Москве.
— Есть ли какие-то специальные правила, которым нужно следовать при решении нестандартных задач?
И.Я.: Надо постараться решить как можно больше задач, причём самому — разговаривать с соседями не разрешается. Писать надо не только ответ, но и решение (с обоснованием). В отличие от школьной контрольной, здесь нет специальных правил оформления решений. Кроме того, никто не будет снижать вам оценку за помарки, простят и описку (если она не повлияла на ход решения). Главное, чтобы была видна идея, и были понятны ваши мысли. Даже если задачу не удалось решить полностью, стоит записать то, что удалось сделать — может быть, вы остановились в одном шаге от цели, и это обязательно будет отмечено. Важно знать: просто верный ответ во многих задачах ценится ниже, чем хорошее решение, но с опиской в конце.
— Появляются ли потом дети, побывавшие на матпразднике, на других, «взрослых» олимпиадах?
И.Я.: Конечно. Более того, если мы посмотрим на имена победителей и призеров старых матпраздников (ведь прошло уже больше 20 лет), среди них очень много очень ярких, успешных молодых математиков, физиков. В 7-м классе совершенно несущественно, какое место ты занял, потому что кто-то уже ходит в кружок, кто-то только начинает, но очень многие, кто получил дипломы второй, третьей степени, или даже похвальную грамоту, потом идут в кружки. Отчасти и потому, что на математическом празднике выступают представители математических кружков, физматшкол. И то, что это проходит в МГУ, это, конечно же, реклама «Школ юных» при Московском университете. Не только «Малого мехмата», но и школы при Физфаке, Экономико-математической школы, других. Все дело в том, что математика в этом возрасте «работает» на все естественные науки. Ведь в этих классах толком еще нет физики, химии, и ребята, которые имеют естественнонаучное мышление, могут проявить себя, в основном, в математике. А потом мы их зовем на другие олимпиады, кружки.
Еще очень важно, что ты свои результаты получаешь в этот же день.
— Я так поняла, что для участия в празднике, не нужно обладать какими-то особыми знаниями. Нужно просто иметь хорошую голову.
И.Я.: Совершенно верно: нужна голова и желание ей думать.
— А если к вам придет абсолютно запущенный ребенок, имеющий тройку по математике в школе?
И.Я.: Если совсем нет базовых знаний (условно — таблицы умножения совсем не знает), то его успешное участие мало реально. Но если он имеет тройку, потому что ему скучно, неинтересно, то он может зайти на наш сайт, посмотреть задачки прошлых лет, и если они его заинтересуют, мы его с удовольствием ждем на матпразднике. Ведь бывает так: человек, которого в школе просто не понимают (он — «неудобный», имеет свое мнение) приходит на матпраздник и «открывает» здесь себя. Тогда, может, и учитель на него по-другому посмотрит. Очень важно, что у нас он попадает в интересную математическую среду.
— А среда, как известно, формирует человека.
И.Я.: Да. Человек потом начинает понимать, что есть некая другая жизнь. Жизнь ученых, которые любят науку. И при этом, они совершенно не похожи на «ботаников», людей не в себе (какими их часто представляют). На празднике они встречают ярких, улыбчивых, успешных людей — студентов, аспирантов, преподавателей. И понимают, что им всем весело, приятно от того, что они занимаются математикой.