Редакция сайта 3 сентября 2012 |
Каждое лето в маленьком и чистом наукограде Пущино на берегу Оки в течение трёх недель проходит «Слон» - летняя школа (ЛШ) для ребят, которые увлекаются программированием и математикой. Её организует Институт прикладной математики (ИПМ) им. М. В. Келдыша. Автор этой статьи преподавала в этой ЛШ два года назад, а в этом году побывала там в гостях и за два дня испытала массу положительных эмоций от общения со «слонами».
Летняя школа (ЛШ) – это такой детский лагерь, где отдых совмещен с получением знаний в различных областях науки.
Сначала - о названии школы. В 2001 году часть преподавателей Международной компьютерной школы (МКШ) при ИПМ им. М. В. Келдыша решила создать новый лагерь и выбрать название и эмблему. Им очень понравился «Большой программистский слон» - добрая компьютерная картинка, которой награждали особо отличившихся участников Международной компьютерной школы при ИПМ. Этот рисунок решили считать эмблемой, а школу назвали «Слон». Эта школа для тех ребят, которые увлекаются программированием и математикой и готовы посвятить часть своих летних каникул учебе.
Школьников на «Слоне» не очень много, 20-30 человек, и это, за редким исключением, – ученики 7-11 классов. В школе можно принять участие и абитуриентам, а можно и ученикам младших классов, если уж они очень увлечены программированием, а решение математических задачек доставляет удовольствие, но тут велик риск, что младшекласснику будет тяжело или скучно. Отбор в ЛШ проходит на собрании-собеседовании, там можно выяснить все тонкости.
В научном плане самая важная задача для ребят в лагере – самостоятельная и коллективная работа над проектом. Проект – это научная или техническая задача, которая решается школьником почти самостоятельно. В первый день ЛШ каждый ученик выбирает себе проект из предложенных преподавателями. В этом году на выбор были предоставлены такие проекты, как «Логистика», «Однослонники» (создание социальной сети), «Относительность и т.д.» (о теории относительности), «Лабиринт». После того, как школьник выбирает понравившийся ему проект, преподаватель ставит перед ним конкретную задачу в рамках этого проекта. Над решением этой проблемы ученик работает на протяжении всей смены. Таким образом, на выходе решается большая задача, и в ее решении важна работа всех ребят. Задача преподавателя - направлять ребят в нужном направлении и выдавать им теоретические знания по мере того, когда это становится необходимо.
В гости к «слонам» я приехала в середине смены. Когда подошла к зданию детской художественной школы, в которой проходят занятия, было 11 часов утра – работа шла полным ходом. Но привычной школьной тишины в коридоре не было: то за одной, то за другой дверью слышался смех. Я заглянула на проект «Лабиринт»: одни занимались структурой лабиринта, другие - движением по нему, чтобы в итоге получить игру. Обстановка в аудитории была непринуждённая: все увлечённо работали, советуясь друг с другом и с преподавателем. Иногда кто-то вставал, чтобы размяться или попить сок.
После небольшого перерыва начались лекционные и практические занятия по темам: «Android» (операционная система), «Графомания», «Mathematica» (система компьютерной алгебры), «Python» (язык программирования). А экзотическая новинка этого года – спецкурс «Китайский язык».
На обед мы пошли в местное кафе. Такие прогулки между местами проживания, еды и учёбы ребята совершают по нескольку раз в день, но они совсем не утомительны – весь город можно пройти от края до края за полчаса.
После обеда я присоединилась к группе, отправляющейся на Оку. В это день группу возглавлял директор лагеря, Иван Сергеевич Неретин. Увы, но не все желающие смогли пойти купаться! Школьники с хоть малейшими признаками простудных заболеваний, не смотря на их мольбы и упрашивания, до речки допущены не были. На пляже ребята играли в волейбол, загорали, плавали.
Вечерний квант проекта (не удивляйтесь – ради этого школа и задумана) продолжался около двух часов, но пролетел почти незаметно.
Потом был ужин, а сразу за ним – лекция. Точнее, лекций было две – на выбор. Расписание составлено так, что одновременно идут лекция по сложной теме и развлекательная Андрей и Алёна, студенты МФТИ, подготовили лекцию о детективах с мини-игрой. Их аудитория собрала подавляющее число слушателей. В соседнем кабинете Миша, студент МГТУ им. Баумана, читал лекцию по аэродинамике, которая заинтересовала только четырех школьников, некоторые из которых периодически засыпали, преподавателя Олю и меня. Миша рассказывал, за счет чего взлетает самолет, как он набирает высоту, почему может упасть и как этого избежать. Было интересно.
После лекции мы прогулялись до общежития, где до отбоя (в 23.00) пили чай с печеньем, играли в мафию, шахматы и другие игры.
Второй мой день в «Слоне» совпал с лагерным выходным (неделя в ЛШ укороченная: каждый четвёртый день – выходной). Некоторые ребята и преподаватели этот день, как обычно, начали в семь утра с пробежки, остальные спали до официального подъёма (8.00). После завтрака прошёл традиционный ритуал «вручения Слона»: плюшевый слоник был торжественно вручён особо отличившемуся за прошлый день школьнику, который должен носить его с собой весь день. Выбрав слононосца, мы сели в автобус и поехали на экскурсию в «Дворяниново», музей-усадьбу Андрея Тимофеевича Болотова. Осмотрели дом, построенный на гребне высокой кручи над рекой Скнигой, послушали рассказ о жизни А.Т.Болотова - русского агронома, энциклопедиста XVIII-XIX веков, полюбовались окрестными пейзажами. В завершение нас угостили травяным чаем по рецепту самого учёного.
Время до обеда ребята должны были посвятить уборке своих комнат. В мою комнату зашел Костя, которого я вчера видела на проекте, и попросил одолжить совок и веник. В июне Костя окончил школу (№1580) и уже поступил в МГТУ им. Баумана по научно-социальной программе «Шаг в будущее». Костя благородно согласился ответить на мои вопросы.
В каких проектах и спецкурсах ты участвовал?
- Прошлым летом у меня был проект «Кристаллография», а спецкурс – сначала «Сети», а потом «HTML». Зимой («Слон» проводится еще и как зимняя школа – примечание автора) проект «Звук» и спецкурс «PostScript». Сейчас я занимаюсь проектом «Лабиринт», и слушаю спецкурс «Математика».
Что тебе дало обучение в ЛШ?
- Мои навыки в программировании были несколько расширены. Но самое важное тут – это хорошая, приятная компания. Я рад, что провожу здесь 3 недели этого лета. Это последний «детский» отдых перед институтом. И я бы хотел сам преподавать в следующем году.
А почему тебе бы хотелось быть преподавателем?
- Ну, сначала не самим преподавателем, а его ассистентом. Как я говорил, мне здесь очень нравится, тут весело. А еще я люблю работать с детьми, и мне бы хотелось оказать благотворное влияние на подрастающее поколение.
После обеда ребят ждал Большой футбол – команда преподавателей против команды учеников. А мне было пора возвращаться в Москву.
Лариса Венкова