Надежда Пупышева 25 марта 2013 |
С предметными олимиадами все понятно – на них школьники решают задачки, отвечают на вопросы, пишут сочинения и проводят эксперименты, в общем демонстрируют свои знания, за что и получают сначала баллы, потом дипломы, а иногда даже призы. А что же происходит на олимпиадах по предметам, которых не только нет в школьной программе, но о которых некоторые возможно даже никогда не слышали? В НИИ механики МГУ прошел заключительный этап олимпиады «Ломоносов» по робототехнике. Посмотрим, как это было.
Сначала участники решали задачи по математике и физике - наукам, с которыми робототехника связана неразрывно. После этого началась самая интересная часть олимпиады – конференция, где были представлены лучшие из докладов, которые победители и призеры отборочного этапа прислали на суд жюри заранее.
Одиннацатиклассник из СУНЦ МГУ рассказал о машинке с Bluetooth-модулем. Мотор выполняет команды, которые подаются прямо с телефона. Работа над проектом не обошлась без курьезов. Автор рассказал, как при тестировании мотора ребята перепутали "плюс" и "минус", после чего часть работы пришлось проделать заново.
Очень интересным был доклад о том, как питерские школьники, занимающиеся в кружке робототехники, создавали и запускали шар-зонд с фотоаппаратом. Он смог подняться на высоту около 33 километров, каждые 5 минут делая очень впечатляющие снимки. Приземлился зонд в 200 километрах от Питера. Чтобы найти устройство, ребятам пришлось и по болоту пройти, и дерево срубить.
Посчастливилось нам увидеть и настоящего робота. По словам его создателя, механизм довольно бюджетный - при его создании использовались даже куски школьных парт. Робот управляется с пульта, а «увидев» стену, разворачивается по специально написанному алгоритму.
Самым младшим участником конференции был семиклассник из Волгограда Даниил Ковалев. Он провел сравнительный анализ сред программирования Lego-роботов и рассказал, в какой из них удобнее работать в зависимости от ситуации.
Доклад о том, как работает Segway, вызвал больше всего вопросов и обсуждений. После долгой дискуссии даже мне удалось понять, как он разгоняется, тормозит, и почему люди с него не падают. Сложно сказать относится Segway к транспортным средствам или нет, по крайней мере, в правилах дорожного движения про него пока не написано. Любопытно, что полицейские города Набережные Челны уже патрулируют улицы на сегвеях.
Рассказ о 3D-принтере все слушали с удивлением. Вот они технологии будущего – принтер, который может напечатать как двухэтажный бетонный дом, так и сложное маленькое ювелирное изделие. Интересно, а может ли он напечатать сам себя?
После всех докладов один из организаторов олимпиады профессор Александр Моисеевич Формальский рассказал о том, как развивается робототехника сейчас. Оказывается, уже создан робот, который умеет ходить как человек и даже бегать. Конечно, бегает он пока не так быстро, но думаю, все впереди. Одна из участниц отметила, что к середине века японцы обещали создать футбольную команду роботов, которая сможет победить команду людей.
Также Александр Моисеевич показал видеоролики с международных соревнований роботов, и я уверенна, что каждый школьник хотя бы на секунду задумался о том, как здорово было бы в таких соревнованиях поучаствовать.
Хочется пожелать всем участникам олимпиады творческих успехов, одиннадцатиклассникам - на отлично сдать предстоящие экзамены и поступить в ВУЗы, чтобы продолжить заниматься любимым делом!
Надежда Пупышева