Редакция сайта 18 апреля 2025 |
С Всероссийской олимпиадой школьников мы с Алексеем связаны уже 20 лет. В 2005 году мы участвовали в ней как школьники: Леша стал победителем, а я призером. Потом мы принимали участие в качестве студентов, позже стали членами жюри, а затем – руководителями по методической части.
В 2005 году, когда мы с Данилом участвовали, было четыре тура: тест, задачи, эссе по микро и по макро (микро- и макроэкономике, – прим. ред.). Сейчас в финале только два тура с задачами и больше ничего нет, зато задания бывают как количественные (математические, расчетные), так и качественные, а в некоторых есть и количественные, и качественные пункты. Такой формат прекрасно отражает работу ученого-экономиста или экономиста-практика: нужно и посчитать, и обсудить.
Тест остался только на региональном этапе, а на заключительном, как мы считаем, важнее проверять логику рассуждений, а не краткие ответы.
Алексей и Данил
Во многом это зависит от того, какие темы на данный год актуальны. Например, в 2023 году был банковский кризис в США, и на эту тему количественную задачу составить сложно, а качественную гораздо легче, вот ее мы и предложили участникам для решения.
Эта задача во многом была необычной: надо было проанализировать структуру связи между банками. Мы стараемся, чтобы каждый вариант заданий был достаточно сбалансирован по темам.
Интересность и сложность – это субъективные понятия. Разнообразие тем на олимпиаде служит тому, чтобы каждый нашел для себя что-то интересное. Мне, например, кажутся интересными задачи, в которых нужно не просто ответить на какой-то вопрос, а самому придумать тот, на который можно ответить, имея определенные данные.
Дело в том, что это как раз является одной из самых сложных и одновременно самых важных составляющих работы экономиста: одно дело, когда ученики умеют решать какие-то задачи, которые за вас уже поставлены, а другое – когда они могут самостоятельно сформулировать правильный вопрос.
Более того, навык задать правильный вопрос в последнее время стал крайне релевантным в связи с появлением больших лингвистических моделей. Отвечать на вопросы генеративный искусственный интеллект уже умеет неплохо, но формулировать их нужно учиться, поэтому мы стремимся помочь участникам освоить этот навык. Умение задавать правильные вопросы не менее важно, чем умение на них отвечать.
Из интересных вспоминается задача, где была показана схема типичного торгового центра: на первом этаже расположен супермаркет, на последнем – ресторанный дворик, магазины. Нужно было с помощью экономических аргументов объяснить, почему в большинстве торговых центров магазины расположены именно так.
Эта задача заставляет подумать о том, о чем ты никогда бы не подумал с житейской точки зрения, да еще и применив знание тех экономических моделей, которые ты изучаешь в школе. Такую задачу можно решить, не максимизируя ничего, не используя уравнения, однако нужно обладать экономической интуицией, чтобы ответить правильно. Если участник не опирается на экономические знания, отвечая на вопросы, он точно не получит высокий балл.
Конечно, определенная тенденция к усложнению есть, она неизбежно возникает, мне кажется, в любой олимпиаде, в том числе на международном уровне. Это связано с тем, что участники готовятся по вариантам прошлых лет, и этот уровень для них становится более подъемным. Поэтому составителям приходится усложнять задания технически или по крайней мере повышать разнообразие тем. Мы предпочитаем разнообразие тем, то есть стараемся менять олимпиаду не вглубь, а вширь. Часто для олимпиады мы придумываем новые модификации экономических моделей, которых нет ни в учебниках, ни в научных статьях. Тем самым мы пытаемся открыть новые направления олимпиадной мысли, не увеличивая существенно техническую сложность заданий.
Как таковых заданий на проверку знаний по истории экономики или истории экономических учений в олимпиаде нет. Но общая эрудиция и кругозор, безусловно, помогают участникам: в качественных задачах требуются некоторые рассуждения, и чем больше участник начитан в плане экономической литературы, в том числе научно-популярной, тем ему проще.
Были годы, когда бытовало мнение, что, чтобы выиграть ВсОШ по экономике, достаточно только хорошо знать математику. Можно найти высказывания значимых в сфере образования людей, которые говорили, что Всерос по экономике – для тех, кто не смог «затащить» математику. И, возможно, действительно, были годы, когда это было похоже на правду.
Сейчас же мы прикладываем усилия, чтобы так не было, поэтому теперь в вариантах на заключительном этапе больше качественных задач. Кроме того, практически в любой задаче требуется применить экономический кругозор: участник должен уметь не только максимизировать функции. Тем не менее ученики математических профилей часто имеют очень хорошие результаты на олимпиаде по экономике. Я думаю, что это не потому, что они знают больше формул, а потому, что они в целом знают, что такое решить задачу. Если школьник готовился к олимпиадам по математике, то на этой базе будет проще выстроить подготовку и по экономике не потому, что в ней больше ничего не надо знать, а потому, что здесь пригождается то, чему ты учишься на математике: строгие рассуждения, умение доказывать, рассматривать все случаи при переборе вариантов, перепроверять свои выкладки.
В определенных аспектах уровень олимпиадных заданий ниже, чем у тех, что решают студенты экономических вузов, потому что школьники не используют математический аппарат, который применяется в университете. Однако, мне кажется, что по интеллектуальному содержанию олимпиадные задания часто выше тех, что изучают в вузе, поскольку они требуют нестандартного мышления.
Когда мы были еще студентами и приехали помогать «взрослому» жюри, среди заданий в варианте была задача про натуральный налог, и в процессе проверки выяснилось, что в жюри нет единого мнения, какое решение верное. Сначала был один способ решения, а потом мы почитали работы участников и поняли, что, возможно, ее стоит решать иначе, и ответ на самом деле другой. Тогда в жюри были дебаты, целый экономический бой между адвокатами разных решений. В итоге все согласились и проверили работы единообразно, и жюри получило большое удовольствие от этого интеллектуального труда: мы буквально на месте провели теоретическое исследование и получили новое знание, которого до олимпиады не существовало.
У нас есть члены жюри, которые, как и мы, много лет работают на Всероссийской олимпиаде школьников. Многие коллеги горят идеей просветительства, развития школьного экономического образования. Есть большая нематериальная ценность в этом общении и в совместной работе, в интеллектуальном творчестве и в научных спорах друг с другом, участниками и учителями. Вокруг олимпиад по экономике сформировалось сообщество, которое объединяет очень многих людей. Несмотря на то, что их время стоит дорого, много внимания уделяют школьникам и получают от этого удовольствие. Особенно нам приятно, когда к нашей команде присоединяются ребята, которые еще несколько лет назад сами были участниками олимпиады, как мы когда-то. Они готовы вкладывать много сил и времени в этот проект, и это не может не радовать нас. Мы ждем того момента, когда новое поколение придет нам на смену.
Беседовали Полина Кулалаева и Юлия Серебрякова