Москва
Совет

«Порой нам всем нужно напоминание, ради чего и зачем мы занимаемся своим делом»: советы психологов учителям

В преддверии Дня учителя публикуем советы для олимпиадных наставников. Мы расспросили психологов Центра педагогического мастерства Юлию Горбунову, Евгению Попиль, Валерию Кичатову и Владимира Лунина о том, как совмещать работу с отдыхом, быстро восстанавливать силы и поддерживать учеников в разгар интеллектуальных соревнований.
Ника Уварова 4 октября 2024
 Математика Информатикаи еще 22 предмета

…как поддержать учеников

 

  • Чтобы вовремя оказать поддержку, важно замечать негативное состояние ребенка, так как он может постесняться рассказать о себе или о том, что его волнует. В этом случае можно задать простые вопросы: «...мне показалось, или ты сегодня какой-то грустный?», «Как все прошло и что ты думаешь об этом, ты расстроен?», «Саша, ты сегодня что-то слишком задумчивый, может поделишься своими мыслями?». Уже тот факт, что ребенок разделил с кем-то свои чувства и был замечен, принесет ему облегчение.
  • Можно пойти дальше и предложить какие-либо варианты решения проблемы. Учитывая характер ученика, особенности его внутреннего мира, нужно найти и сформулировать подходящие слова и дать посыл, что из любой негативной ситуации всегда можно найти выход: «Я знаю тебя не первый год и вижу, что ты всегда стараешься и становишься только лучше. Уверена, что в следующий раз у тебя обязательно получится»; «Я вижу, сколько сил ты тратишь на это, если что-то не получилось, это не повод отчаиваться, здорово, что ты вообще попробовал это сделать»; «Я горжусь тобой, ты сделал это и вот это, а над остальным мы еще поработаем и все получится».

…как замотивировать учеников участвовать в олимпиадах

 

  • Мы бываем мотивированы что-то делать в двух случаях: если получаем удовольствие от процесса и если связываем то, что делаем, с какими-то важными для себя вещами. Таким образом мы формируем задачу на основе своих ценностей. Например, если ученику нравится предмет, и он в силу своего характера любит соревновательную составляющую. Тогда его это не истощает, а заряжает. Важно помочь понять, какой именно предмет вдохновляет. Второй момент, когда участие в олимпиадах и успехи укладываются в некоторый план и являются звеном цепи, которая ведет к достижению каких-то больших целей. Сама по себе олимпиада – прекрасное дело, но школьникам нужно напоминать, что после нее развитие будет продолжаться.
  • Информируйте ребят для того, чтобы они поняли, как работают олимпиады. Многие верят в миф о том, что победители интеллектуальных состязаний не такие, как все. Если школьник понимает, в чем суть, как это работает и что олимпиадами занимаются обычные люди, то его легче привлечь.

…если нужно поддерживать не только учеников, но и себя

В какой-то момент наступает горячий период очень активной подготовки, когда вы находитесь в постоянном, непрерывном контакте с учениками, стараетесь дать больше материала, провести дополнительные занятия и практикумы, поделиться личными рекомендациями, подбодрить, поддержать или просто поболтать на отвлеченные темы. В это время ваши границы как преподавателя размываются, и от этого больше чувствуется усталость, а в дальнейшем – истощение. Игнорировать свое состояние не стоит, постарайтесь помочь себе:

  • Попросите коллег в более ресурсном состоянии поговорить или поддержать ребенка.
  • Обратитесь к психологу, чтобы он уделил внимание конкретному ученику.
  • Определите количество времени, которое вы готовы уделить ученику, немного сократив его, и придерживайтесь тайминга.
  • Включайтесь в работу не на 100%, это поможет аккумулировать силы и избежать перерасхода энергии.
  • Устраивайте себе маленькие перерывы для восстановления сил: кофе в одиночестве, прогулка в парке, принятие теплого душа.
  • Принимайте помощь и заботу от окружающих.
  • Помните, иногда возникает парадоксальный эффект: то, что забирает у нас силы, в какой-то момент начинает их приносить.

Прислушивайтесь к себе, что вам сейчас нужнее всего

… если хочется все успеть:

 

  • Спланируйте рабочий день следующим образом: 60% от времени, которое у вас есть, вы заняты делами, преподаете. 20% времени отдыхаете, при этом работа и отдых чередуются. А еще 20% времени в течение дня выделяйте на непредвиденные дела, так как может произойти всякое: автобус попадет в пробку, подготовка к занятию займет больше времени или прогулка так увлечет, что в итоге продлится дольше.
  • В период интенсивов, сборов, активной подготовки зачастую сложно придерживаться такого распорядка. Дни слишком насыщенные, а позаботиться о себе все равно нужно. Советуем придерживаться простых правил. В первую очередь нужно определить четкие временные границы рабочего времени. Зачастую у преподавателя это не только время на занятиях с детьми и консультациях. Ученики могут задавать вопросы и вне расписания. Также это подготовка к занятиям/лекциям/мероприятиям, обсуждения с коллегами. Частая ошибка – переписка по работе во время отдыха, при этом могут быть мысли «ничего страшного, быстро отвечу и все». Однако это не дает организму полностью расслабиться, он вынужден поддерживать определенный уровень напряжения. Скажите ученикам и коллегам, в какое время вам можно писать, и вы сможете ответить на сообщение.
  • Определите пространственные границы. Работа должна быть только на территории учебного заведения, а дома вы занимаетесь другими делами. Или за рабочим столом дома вы ведете занятие/переписку, а в постели или других местах отдыхаете.
  • Найдите время для отдыха! График должен включать большие промежутки, когда вы меняете обстановку или характер деятельности (это важное условие), общаетесь с близкими или, наоборот, находитесь наедине с собой. Прислушивайтесь к себе, что вам сейчас нужнее всего. Если много времени проводите за компьютером, то лучше всего съездить на природу, погулять или заняться активностями на свежем воздухе – и глаза отдохнут, и полезно подвигаться после долгого сидения.

…как быстро восстановить силы в разгар олимпиад

 

  • Проанализируйте свое состояние. Выгорание может проявляться на физическом уровне (наличие какого-либо дискомфорта в организме: бессонница, физическое утомление слабость, тошнота, головокружение, головные боли), эмоциональном (отсутствие эмоциональных проявлений, чувство одиночества или наоборот, довольно яркие эмоциональные проявления), поведенческом (появление усталости в течение рабочего дня, импульсивное поведение в различных сферах), познавательном (проявляется потерей интереса ко всему: саморазвитию, участию в различных действиях, происходящему вокруг, в целом) и социальном уровнях. Когда мы замечаем за собой признаки эмоционального выгорания, значит, пора действовать быстро, потому что после первой стадии, где происходит преодоление сопротивления/нежелания что-то делать и уже проходит высокая работоспособность, начинается вторая стадия с ухудшением физического самочувствия.
  • Уставать нормально. Если есть возможность, делегируйте некоторые задачи, попросите о помощи в рабочих моментах. Это поможет нормализовать состояние.
  • Более четко обозначьте границы работы, личной жизни и других задач и соблюдайте их.
  • Не забывайте про базовые потребности: сон, еда, безопасность. Сделайте сон регулярным и не менее 7-8 часов, желательно без гаджетов за полчаса до сна. Проследите за питанием, чтобы оно не состояло из одних снэков и кофе.
  • Задайте себе вопрос о чувстве безопасности, что на вас сильно влияет: рабочее положение, ответственность, жилье, финансовая обеспеченность. Найдите то, что точно есть в жизни, и подтверждает, что в целом все хорошо.
  • Напишите список дел, которые приносят удовольствие, не требуют больших временных/денежных/ресурсных затрат и включите их в расписание. Это может быть кофе на балконе со взглядом в даль, утренняя зарядка, время вечером с книжкой, 15-минутная прогулка без гаджетов или разговор с близким человеком.
  • Отнеситесь внимательно к рабочему месту: сделайте его более удобным и комфортным для вас. Это добавит удовольствия в рабочий процесс и уберет дополнительный расход энергии на переживание дискомфорта.
  • Обязательно добавьте физические активности в расписание. Когда стресс накапливается в мышцах, подвижность уменьшается, что лишает нас объемного ощущения переживания себя в теле, тем самым наше настроение снижается, а желание что-либо делать не появляется.
  • Проговорите, обозначьте для себя границы «забега», дистанции, на которой вам необходимо прикладывать много усилий, и запланируйте себе отдых. Обязательно выполните запланированное, иначе в следующий раз ваша же психика вам не поверит и просто «заболеет» вас принудительно, чтобы вы все-таки не работали.
  • Если сейчас нет «забега», то сделайте паузу прямо сейчас и пересмотрите свой график с применением всех вышеописанных пунктов. В любом из вариантов с «забегом» или без него необходимо выделить время на полноценное восстановление. Временное облегчение только создает иллюзию, что все нормально.
  • После восстановления полезно обернуться назад и проанализировать факторы, приведшие к появлению симптомов выгорания, чтобы внимательнее следить за своим состоянием. Важно помнить, что чем сильнее выгорание, тем дольше восстановление. А обманывать себя и обесценивать сигналы тела человек может очень долго и упорно, если придумает зачем. Если понимаете, что не можете распутать этот клубок самостоятельно, обратитесь к психологу, вместе вы сможете разложить все по полочкам.

…если накопилась усталость

 

  • Обратите внимание на разграничение ролей «учитель» и других, которые реализуются за границами рабочего времени. Постарайтесь «снимать» костюм учителя, завершая рабочий день.
  • Выделите время на физическое расслабление и восстановление. Это не обязательно лежание на кровати, это могут быть пешие прогулки или занятия пилатесом/ йогой/ суставной разминкой/ езда на велосипеде. Все наши эмоции и переживания находят выражение в теле, если усталость копится, то она копится и в теле. Потанцуйте! Дома, для себя, с семьей или с домашним питомцем, а может быть в секции. Через танец вы сможете снять телесное и умственное напряжение, зарядитесь энергий, будете лучше чувствовать свое тело, а значит ощущать себя более наполненно и ясно, ваше настроение поднимется.
  • Берете ли вы работу на дом? Заполняете ли работой все свое свободное время? Если да, верните себе свою жизнь, вспомните, что было вам интересно, чем вам хотелось бы заняться, напишите список и встройте по одному приятному делу 1-2 раза в неделю и обязательно выполняйте.
  • Проверьте свои требования к себе, звучат ли там слова про идеальность и необходимость выполнять все на 100%? Если да, выберите допустимое значение, где вы уже будете довольны собой, но при этом почувствуете, что место для жизни вне работы там тоже остается. Например 83% или 76%, и ориентируйтесь на это значение в отношении себя в работе. Это про заботу к себе как к личности, чья жизнь больше, чем работа, даже самая интересная. Отличная фраза: «Работайте в жизни, а не живите в работе».
  • Выделите для себя, чем вам нравится ваша работа, ваша роль учителя. Посмотрите на свою рабочую деятельность через призму выделенных пунктов.
  • При накопившейся усталости может снижаться важность того, что вы надеваете или чем окружаете себя каждый день. Обратите на это внимание, выделите время утром/вечером на выбор одежды для работы, чтобы было красиво и удобно, украсьте рабочее место, может быть переорганизуйте его, купите домой яркие цветы/шторы/подушки (по желанию).

Подчеркните свои сильные стороны как учителя и как человека, найдите опору в этих качествах

…если ученик не показал тот результат, какого бы хотелось

 

  • Определите, перед кем вы испытываете вину: администрация, директор, коллеги, вы сами, ученик, его родители? За что именно вы испытываете вину? Есть ли у нее реалистичная почва? Или вы понимаете, что чувство имеет более долгую историю, и ее корни не в этой конкретной ситуации?
  • Разделите себя и успехи ученика. На его успех влияют не только ваши усилия, но и личная мотивация, атмосфера дома, отношения с родителями, друзьями, усваиваемость материала и его любовь к предмету.
  • Разделите себя и свою роль учителя: у этой роли есть свои ограничения, вы можете делиться знаниями и предлагать разные варианты в ограниченном количестве времени и количестве заданий. Остальное вам не подвластно. Неуспех одного ученика не определяет вас как учителя и точно не определяет как человека.
  • Посмотрите на себя шире, чем результат экзамена/соревнования конкретного ученика – чем еще наполнен был этот процесс? Какие методики обучения/преподнесения материала вы опробовали? C какими трудностями столкнулись? Ответы на эти вопросы помогут увидеть что-то еще помимо поражения/ситуации неуспеха, но поддержит вас в вашей роли учителя, подсветит, какие еще результаты вы получили кроме того, на чем сфокусировано внимание.
  • Каковы ваши требования к себе как к учителю? Вы будете испытывать чувство вины каждый раз, когда ожидания не совпадут с реальностью. Проверьте, реалистичны ли эти требования.
  • Можно еще свериться со своей миссией как учителя. Если она заключается в результате одного конкретного ученика в одном конкретном состязании, тогда у нас для вас плохая новость – ваша ценность сузилась до ситуации, которую вы не можете контролировать. Вернитесь к тому, с чего вы начинали, что привело вас в профессию или в конкретный предмет, что наполняло/вдохновляло вас тогда и что сейчас. Порой нам всем нужно напоминание, ради чего и зачем мы занимаемся своим делом.
  • Культивируйте в себе чувство опоры/уверенности и навыки самоподдержки: подчеркните свои сильные стороны как учителя и как человека, найдите опору в этих качествах. Найдите в своем опыте подтверждение того, что справляетесь с поставленными задачами; найдите в своем опыте ситуацию, которая сначала виделась сложной, а потом вы в ней разобрались; выделите то новое, что приобрели за время работы; присвойте себе (утвердитесь в том, что вы заслуживаете это) все комплименты и похвалы, которые вы слышали в свой адрес от учеников и коллег.
    Подборка15

А в конце мы предлагаем вам сделать телесную практику:

Сядьте удобно, закройте глаза, откиньтесь спиной на спинку кресла или стула, поставьте ноги на пол полной стопой. Вспомните все то классное и приятное, что вы отметили для себя в нашем тексте , и представьте, как это находит место в вашем теле, как спина становится крепче, как голова увереннее держится прямо, как ноги плотнее стоят на полу и чувствуют опору, как углубляется ваше дыхание, как вы гордитесь собой и не сомневаетесь, что вы хороший учитель, несмотря на то, что ученики могут достигать разных результатов, в том числе и тех, которых вы не ожидали.

Если прочитав рекомендации, вы по-прежнему испытываете внутренний дискомфорт и тревожность, обратитесь к психологу, чтобы вместе разобраться с ситуацией и этими чувствами.