Москва
Совет

АПО рекомендует: ресурсы для подготовки к олимпиадам по физике

Завершаем нашу рубрику, где преподаватели Ассоциации победителей олимпиад делятся советами, полезными ресурсами и списками литературы для подготовки к интеллектуальным соревнованиям. Сегодня представляем рекомендации для тех, кто хочет подготовиться к олимпиадам по физике.
Ассоциация победителей олимпиад 29 августа 2024
 Физика

Знакомьтесь с авторами нашего материала:

Кирилл Львов, победитель Санкт-петербургской олимпиады по физике, победитель Всероссийской олимпиады по астрономии, победитель олимпиады «Физтех» по физике.

Константин Цыбиков, победитель олимпиады «Физтех».

Вера Михеева, призер олимпиад «Физтех» и «Росатом».

Лев Милованцев, дважды призер Всероссийской олимпиады.

Михаил Пиксаев, победитель олимпиады «Физтех» по физике.

Элина Константинова, призер Всероссийской олимпиады, победитель олимпиад «Физтех», «Росатом», «Курчатов», Московской олимпиады школьников.

Краткий список литературы для подготовки

Кирилл Львов:

А. Р. Зильберман. Школьные физические олимпиады.

Под редакцией М. Ю. Замятнина. Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике. 7 класс. 8 класс.

И. Ш. Слободецкий, В. А. Орлов. Всесоюзные олимпиады по физике.

Константин Цыбиков:

Задачи по физике (под редакцией О. Я. Савченко).

А. И. Слободянюк Очень длинные физические задачи.

Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике (под ред. Замятнина М. Ю.).

Вера Михеева:

Н. В. Турчина и др. 3800 задач для школьников и поступающих в вузы.

Н. Е. Савченко. Решение задач по физике: учебное пособие.

Г. С. Ландсберг. Элементарный учебник физики.

Лев Милованцев:

Д. В. Сивухин и др. Сборник задач по общему курсу физики. 10 класс.

Я. И. Перельман. Занимательная физика. Книги первая и вторая.

Михаил Пиксаев:

Ю. В. Чешев. Методическое пособие по физике для старшеклассников и абитуриентов.

Г. Я. Мякишев. Учебники по физике (все классы).

Константинова Элина:

Почитать: учебник Е. И. Бутиков, А. А. Быков, А. С. Кондратьев. Физика в примерах и задачах.

Порешать: Московские математические олимпиады 1993—2005 г. /Р. М. Федоров и др. Под ред. В. М. Тихомирова.—. М.: МЦНМО, 2006.

Эксперимент: С. Д. Варламов, А. Р. Зильберман. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах.

Для саморазвития: журнал «Квант».

Полезные ресурсы

Кирилл Львов:

К. В. Парфенов. Видеозаписи курса подготовки к олимпиадам по физике, 10 класс

Задания и решения ВсОШ по физике на Олимпиада.ру

Архив заданий, решений и видеоразборов этапов ВсОШ по физике

Константин Цыбиков:

Физтех регионам

Лев Милованцев:

Видеоархив лекций Ришельевского лицея

Кафедра физики АПО

Михаил Пиксаев:

Конспекты по физике

Онлайн-лаборатория Interactive Simulations for Science and Math

Элина Константинова:

Отделение физики МФТИ – архив Всероса прошлых лет. Много реально сложных задач с кубка ЛФИ и их видеоразборов, в которых объясняют олимпиадные идеи и методы (и не очень олимпиадные). Для высокого уровня очень интересная вещь.

Олимпиада.ру – здесь собраны почти все варианты прошлых лет различных олимпиад.

И что меня очень замотивировало, вдохновило и помогло (там есть и практические советы) – видео с олимпиадных школ МФТИ

Совет олимпиадникам

Кирилл Львов:

Важно понять, что для успешного выступления на олимпиадах нужны регулярность и упорство. Только прикладывая усилия можно добиться результата. Заниматься нужно регулярно, каждую неделю.

Чем больше охват преподавателей, ресурсов для подготовки, разных курсов, тем больше набирается опыта и остается знаний. Также для лучшего усвоения материала его нужно повторно изучать. Можно, изучив материал, кому-то его рассказать.

Нужно обязательно делать продолжительные периоды отдыха, например, пойти на целый день гулять в парк/лес на велосипеде/пешком/бегом. Ваш мозг скажет вам только спасибо. Дело в том, что двигательная активность, особенно требующая отточенности движений (лыжи, баскетбол, теннис), требует от мозга работы ничуть не меньшей, чем умственная нагрузка. Так что, проводя время на спортивной площадке или в лесу, вы не только разгружаете нервную систему, но и дополнительно прокачиваете свой мозг. «В здоровом теле здоровый дух» – это придумали не просто так.

Вера Михеева:

Я думаю, главное хоть что-то начать решать. Полезно сначала разобрать теорию, потом попробовать выполнить задание и обязательно посмотреть решение, в котором могут быть предложены разные стратегии выполнения.

Лев Милованцев:

Надо сначала подготовить базу знаний, а потом просто нарешивать задачи. В первую очередь нужно решать то, что не получается.

Легче всего найти себе хорошего репетитора, онлайн-курс или кружок по олимпиадной физике. Здесь математическую базу соединят с обычной школьной физикой. Как-то так получается, что ученик, который просто хорошо знает физические законы и плюс-минус олимпиадник по математике, скорее всего будет первым в олимпиадах по физике. В задачи составители часто хотят добавить математической красоты, но школьники, которые зачерствели на классических задачах или заданиях перечневых олимпиад, могут не замечать эту красоту, которая облегчает задачу на порядок.

Михаил Пиксаев:

Нужно постоянно чередовать учебный рабочий процесс с отдыхом. Так значительно повышается продуктивность и избегается перегруз. Лично я примерно всегда час учусь, минут 10 отдыхаю, и так циклично.

Элина Константинова:

Наверное, проще всего заниматься в очных кружках, которые обычно проводят при профильных школах, либо на сборах от региона. Обычно там и задачи по уровню подбирают, и объяснят, что непонятно, и материалами делятся.

Но если заниматься в таком кружке возможности нет, в интернете есть очень много ресурсов. На начальном уровне советую глубоко разобраться в теории и закреплять все простыми задачами, чтобы начать «‎чувствовать» материал (физика в школе в основном про физическую интуицию). Потом переходить к более сложным разделам.

Подборка12

Обязательно надо смотреть варианты прошлых лет олимпиад, чтобы понимать формат, а также читать к ним решения – обычно они помогают понять, как приходить к решениям и «‎думать по-олимпиадному». Также очень помогает понимание критериев оценивания, потому что на олимпиаде важно набрать как можно больше баллов.

Но в целом самое важное, наверное, это любить свой предмет и получать как можно больше опыта – участвовать в как можно большем количестве олимпиад. Это лучше любых учебников помогает научиться их выигрывать.