Ассоциация победителей олимпиад 22 июля 2024 |
А вот и авторы нашего материала:
Артем Бунякин, победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады.
Елена Агапова, серебряная медалистка Международной олимпиады по географии, серебряная и золотая медалистка Европейской олимпиады по географии, золотая медалистка Балтийской олимпиады по географии, двукратный победитель и призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады.
Роман Трофимов, двукратный призер и победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады, участник Европейской олимпиады по географии.
Ольга Богданова, серебряная медалистка Международной олимпиады по географии, двукратный победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады.
Бабурин В. Л. Заяц Д. В., Колосов В. А., Агафошин М. М. Новая географическая картина мира.
Любушкина С. Г. Общее землеведение.
Леонтьев О. К. , Рычагов Г. И. Общая геоморфология.
Притула Т. Ю, Еремина В. А, Спрялин А. Н. Физическая география материков и океанов. По моему мнению, наиболее «readable» учебник по физической географии, соединяющий в себе базу, терминологию (примерно на том уровне, что нужна олимпиадникам) и номенклатуру.
Лобжанидзе А. А, Заяц Д. В. Этнокультурные регионы мира. Отлично подойдет для начинающих олимпиадников, но может помочь и тем, кто хочет быстро все повторить.
Бабурин В. Л, Даньшин А. И, Елховская Л. И, Родыгина О. А. Российское порубежье: мы и наши соседи. Я искренне не понимаю, почему выход этой книги не вызвал никакого ажиотажа среди олимпиадников. Это учебник для 10-11 классов, в котором дан подробнейший разбор стран бывшего СССР (и не только). В отличие от издания, предназначенного для университета, читается легко, есть очень подробные цветные карты. В свое время на олимпиаде «Ломоносов» кроссворд был посвящен именно этой теме. Пособие покрыло все вопросы оттуда.
Обручев В. А. Занимательная геология. Владимир Афанасьевич – классик советской геологии. Однако я бы, на самом деле, переименовала эту книгу: это скорее не «занимательная геология», а «занимательная геоморфология». Основные положения рельефообразующих процессов рассказываются популярно, но при этом без обобщений. Крайне рекомендую книгу для 7-9 классов, которым университетский учебник Г. И. Рычагова по геоморфологии читать тяжело и избыточно. Но и старшим школьникам это будет хорошим способом провести досуг, например, в какой-нибудь скучной очереди.
Леонтьев О. К, Рычагов Г. И. Общая геоморфология.
Любушкина С. Г. Общее землеведение.
Бабурин В. Л. Экономическая и социальная география России.
Рогачев С. В. Уроки понимания карты.
Ромашова Т. В. География в цифрах и фактах. Подойдет для начала.
Для более продвинутых:
Вся серия университетских учебников МГУ. Особенно рекомендую Метеорологию Кислова А. В. В «Общей геоморфологии» Рычагова Г. И. разделы об эндогенном рельефе следует воспринимать критически.
Щукин И. С. Четырехъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии.
Хохлов А. В. Справочные материалы по географии мирового хозяйства. Книгу не переиздавали с 2020 года, но все равно весьма полезная.
Словарь терминов физической географии
Глоссарий географических терминов
Статистика по сельскому хозяйству в мире
Лекции по географии Китая от С. В. Дмитриева в двух частях – пожалуй, лучшее, что можно найти на русском языке про Китай не в совсем академической форме. По крайней мере, для меня после просмотра в свое время названия провинций перестали быть просто набором букв.
Растительные формации мира – презентация И. В. Абрамовой – не помню, как столкнулась с этой презентацией Брестского университета, но определенно могу назвать ее лучшим «словариком» для олимпиадника по растительности. Готова поспорить, после ее изучения вас уже будет не напугать словами «фригана» (заросли низкорослых вечнозеленых колючих кустарников. – Прим. ред.), «чапараль» (тип субтропической жестколистной кустарниковой растительности. – Прим. ред.) и «пинерайя» (хвойные субтропические леса, образованные видами рода Араукария. – Прим. ред.).
Великие массовые вымирания – лекция Я. А. Попова – это, конечно, больше геология – но зато какая! Палеогеография (не путать с палеонтологией) вообще редкая тема в научно-популярных видео, поэтому настоятельно рекомендую ознакомиться.
Курс лекций «Регионы и города Арктики» от Н. Ю. Замятиной – изначально этот курс предназначен для студентов геофака МГУ непрофильных кафедр, поэтому какие-то особые знания социально-экономической географии от слушателей не требуются – будет достаточно школьной программы. Надежда Юрьевна не только хороший специалист, но еще и отличный лектор – мне кажется, что именно этот курс породил у меня любовь к этому региону.
Для начала:
Географический атлас для учителей средней школы
Квизы: Seterra - The Ultimate Map Quiz Site
Geo. Играй знаниями
Для более продвинутых:
Google Earth – рекомендую посмотреть на разные ландшафты и рельеф, а также на города
Это место – здесь можно найти старые карты городов.
Большая карта России для номенклатуры
Всю информацию, которую возможно выучить, нанеся на контурную карту, нанести и выучить.
Не пытаться запоминать множество разрозненных фактов, названий и событий. Необходимо стараться мыслить процессами и понимать суть явлений, а если необходимо выучить какую-то статистическую информацию, то объединять ее в таблицы, схемы или использовать другие графические средства.
Чтобы выучить историю географических открытий, если на то есть время, читать книги путешественников, биографии и мемуары.
Я из тех немногих «старичков» олимпиадного движения, которые крайне не советуют при подготовке к олимпиадам узкопрофильные университетские учебники и рекомендуют свести их чтение к минимуму. На самом деле, даже когда учишься на геофаке, из этих учебников открываешь лишь некоторые. И то, нужны обычно далеко не все главы.
Олимпиады по географии не требуют того, чтобы вы знали формулы барометрического нивелирования или были специалистами по ледовым явлениям на реках, поэтому в своем списке я постаралась указать те материалы, которые, по моему мнению, не уходят в частности (или, по крайней мере, не состоят из них), и те, что обычно не упоминаются олимпиадниками в аналогичных подборках (что, по моему мнению, очень зря).
Начинать стоит с физической географии. Главное – выцеплять знания о закономерностях: откуда они берутся и как они устроены «изнутри».
Затем стоит накладывать социально-экономические знания на физико-географическую основу и смотреть, как работают физические закономерности в жизни и быту человека.
1. Научиться ориентироваться по атласу, быстро находить нужные карты. Знать, какого рода информацию содержит ваш атлас, это очень сильно сэкономит время на муниципальном этапе. И таким образом можно «выучить» атлас.
2. Сделать упор не на зубрежку номенклатуры (хотя ее знание на определенном уровне, безусловно, необходимо), а на понимание закономерностей. Знание причин и последствий явлений, понимание работы взаимосвязей и влияния разных компонентов в природе, обществе, экономической и политической сферах может компенсировать отсутствие фактических знаний.
3. Решать задания прошлых лет. Таким образом можно натренировать «насмотренность» на разные типы заданий и не бояться необычных форматов.
4. Знания смежных дисциплин (истории, экономики, биологии, химии) могут оказаться неожиданно полезными.
5. Если вы в 10-11 классе, не поленитесь освежить знания по физической географии.
6. Не забывайте про практический тур. Научитесь пользоваться компасом и изучите топокарты, их условные обозначения и элементы оформления.