Ксения Донская 14 апреля 2022 |
Во-первых, советую не оставлять без внимания школьную программу: это база, без которой невозможно написать олимпиаду. Во-вторых, ознакомиться не только с художественной, но и с научно-популярной и даже научной литературой: в первую очередь, с работами Бахтина и Гаспарова. В-третьих, в последнее время олимпиада по литературе стала многопрофильной: в заданиях встречаются и картины, и фильмы, и вырезки из газет. Поэтому при подготовке нужно охватывать и смежные области. Даже сами тексты трансформируются в тексты новой природы: лонгриды, подкасты, посты. Например, на региональном этапе надо было написать пост для ВКонтакте. Поэтому нужно интересоваться тем, что происходит вокруг, не только читать книжки, но и изучать современные платформы и акцентировать внимание на мультимедиа.
Подготовиться к олимпиаде так, чтобы точно все написать правильно, невозможно, потому что задания везде разные, объять необъятное просто нереально. Мне помог сайт «Арзамас». Еще на ютубе есть канал «Правое полушарие интроверта», могу посоветовать его.
Я бы посоветовала не увлекаться ночным чтением, потому что важно читать внимательно. Необязательно даже прямо очень много, главное – медленно и качественно. Хорошо закрепленная информация важнее, чем ее обилие. Еще я бы порекомендовала обратить внимание на критическую литературу, в первую очередь, книги самих составителей олимпиад, например, Игоря Сухих. Это помогает сориентироваться в том, что писать, на что рассчитывают члены жюри.
Главное – много читать и в целом окружить себя информационным полем, связанным с литературой. Из ресурсов могу посоветовать сайты «Арзамас» и «Полка», книги Гаспарова, а также Жолковского – он тоже прекрасный литературовед, мне помог.
На всеросе никогда не знаешь, что может выстрелить. Например, на устном туре не все у меня сложилось, и мне задали вопрос: «Какие постановки «На дне» вы видели?». Очень удачно, что осенью я посмотрела спектакль театра «У Моста». Поэтому советую расширять кругозор, причем не только литературный: постановки, экранизации, знаковое кино – все может пригодиться. А еще я слушала подкасты Олега Лекманова про Серебряный век.
Теория – это круто, но важно практиковаться писать тексты и анализы. Потому что если все только держать в голове и не прописывать, то не сложится композиция, не получится набить руку. С творческими турами точно так же. И вообще писать разнообразные тексты – эссе, очерки, рецензии – очень важно, причем не только для подготовки к олимпиаде, но и для подготовки к жизни вообще. Если анализ пригодится скорее на филфаке или узконаправленных литературных специальностях, то умение писать тексты разных жанров нужно везде.
Я читала все, что попадалось под руку. Книжка, которая больше всего мне помогла, – это «Ключи к «Серебряному веку» Олега Лекманова. Еще я слушала его лекции на «Магистерии», «Арзамасе» и «Умной методике». Также обычно олимпиадники меньше готовятся к ЕГЭ, чем к олимпиаде, но на самом деле, это тоже помогает: например, почти все стихи, которые я приводила в творческом задании, были из базы ЕГЭ.
Можно почитать Игоря Сухих, «Поэзию» Натальи Азаровой. А вот за Лотмана в самом начале подготовки лучше не браться. В 8 классе перед поездкой на финал всероса – выступала тогда за 9 класс – я начиталась Лотмана, также прочла «Литературную матрицу», там очень свободный стиль повествования. В моем анализе они смешались, такая вышла бурда! Поэтому слишком умные книжки в самом начале лучше не читать – тоже начнешь умничать. Стоит их отложить до момента, когда уже немного подготовлен.